АМС


ТИТУЛ КАРТА САЙТА СТАТЬИ НАШИ ФАЙЛЫ СПРАВКИ

О. В. АВДЕЕВА

ФЁДОР ВЕСЕЛКОВ
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО*

© О. Авдеева, 2012

 

I. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

II. ВОЙНА

III. КОНСЕРВАТОРСКИЕ ГОДЫ

IV. ВЕСЕЛКОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

V. МУЗЫКАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

VI. ПЕСЕННОЕ И ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО

VII. ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО

СПИСОК ЗАКОНЧЕННЫХ СОЧИНЕНИЙ Ф. П. ВЕСЕЛКОВА

***

В каждом крупном городе с богатой историей обязательно есть люди, чья жизнь и творчество неотделимы от культуры этого города, и которые, может быть, и определяют эту культуру, её наполнение, качество и ценность. К таким людям в Красноярске относится Фёдор Петрович Веселков, талантливый композитор, педагог, музыкально-общественный деятель.

Уже одно перечисление наград, полученных Фёдором Петровичем, может характеризовать этого человека. В их числе почётные грамоты крайкома КПСС, Президиума Верховного Совета РСФСР, Президиума Верховного Совета Республики Хакасии, грамоты за подписью губернатора А. И. Лебедя, архиепископа Антония, военные награды – орден Отечественной войны 1 степени, орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги», – медаль «Ветеран труда», памятная медаль к 100-летию Шолохова. По этим наградам можно не только оценить заслуги этого человека – по ним можно проследить историю страны, края, города…

Во всей его разносторонней деятельности чувствуется большой музыкант и незаурядный человек.

Вследствие исключительной скромности и обострённой самокритичности, Фёдор Петрович редко издавал свои сочинения, хотя большинство из них звучало и было хорошо известно красноярским слушателям. О количестве же написанного им мы не имеем ясного представления, ибо в свой список композитор включил только завершённые им композиции – и при этом далеко не все.

Свою главную миссию Фёдор Веселков видел в педагогической деятельности, в подготовке специалистов-теоретиков, привитии им прочных знаний. Именно благодаря его усилиям было открыто в своё время отделение теории музыки в Красноярском училище искусств.

Человек разносторонних знаний, большой наблюдательности, огромного жизненного опыта, Фёдор Петрович в своем творчестве – музыкальном и поэтическом – сохранял счастливую способность изумляться и радоваться гармонии и красоте мира, жизни во всех её проявлениях. Национальная сибирская почвенность его творчества ощущается во всём: в тематике, интонационном строе, круге образов, архитектонике произведений. Фёдор Петрович – великий труженик, редкий семьянин, скромный и сердечный человек, один из любимейших педагогов в Красноярском училище искусств, в котором он проработал не одно десятилетие…

 


 

I
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

 

В зимней степи одинокий крест,

С песней связал он меня.

Про ямщиков и замёрзших невест,

Про ретивóго коня.

Этих песен мне не забыть,

Тех, что забылись — не жаль.

Это — со мной продолжает жить,

В них — сердцу милая даль…

Фёдор Веселков

 

Фёдор Петрович Веселков родился в селе Шарыпово (ныне город Шарыпово) в 1919 году в простой крестьянской семье.

Настоящее его имя по документу о рождении – Фёдор Германович Метёлкин. Но судьба распорядилась так, что он родился уже после гибели отца, сгинувшего в войну. Отчество и новую свою фамилию получил от отчима – Петра Ивановича Веселкова.

Рос он в тяжёлое время. С большой теплотой вспоминал Фёдор Веселков свою бабушку Пелагею Изотовну, которая взяла на себя основные заботы о воспитании мальчика. В семье не было профессиональных музыкантов, однако его первые музыкальные впечатления были связаны именно с семьей. Мама не умела играть ни одном инструменте, но музыку любила. С детства ему запомнились чудесные енисейские песни в её исполнении.

Ранний интерес Фёдора Петровича к музыке и пению родители объясняли событием, случившимся в день его рождения – 3 мая. В этот день, по воспоминаниям бабушки, над их селом пролетала, с курлыканьем, стая журавлей. А так как впоследствии мальчик часто пел дискантом старые песни под нехитрый аккомпанемент натянутого на щепочку конского волоса, родственники сочли этот случай знаковым.

 

Звук

Пусть вылета мне нет

Из стаи журавлиной…

Анна Ахматова

Он и я из мая

Его звонких дней,

Когда, пролетая,

Стая журавлей

Заполнила звуком

Даль небесную,

А волшебным эхом

Колыбель мою.

С ним, с тех пор живущим

В сердце у меня,

Мы в одном созвучьи

В книге бытия.

 

Фёдор Петрович подрастал, настала пора идти в школу. Обстановка в деревне была неспокойная, и их семья подалась на Восток, в Хабаровск «за лучшей долей», как тогда говорили. Там жили родственники (тётя) и родителям была возможность устроиться на заработки. Заслуга тёти в воспитании Фёдора Петровича также была очень велика, ведь именно она привила ему любовь к книгам, которые он до этого читал нечасто. У неё дома была большая библиотека, в которой и проводил Фёдор свободные от школьных занятий дни. Здесь же, в школе Фёдор Веселков обучался игре на домре, балалайке и трубе и у него появилось стойкое желание стать музыкантом. Заветной мечтой было – научиться играть на гитаре. Родители для приобретения этого инструмента продали корову.

Приобщение к искусству будущего композитора произошло в самодеятельности, с которой самым тесным образом он был связан с детства, а на школьной линейке посвящения в пионеры Фёдор дает клятву – «стать композитором».

В 10-м классе Фёдор Петрович написал свою первую песню «Октябрь» на стихи своего одноклассника Николая Непомнящего с аккомпанементом для гитары. Он отправил её в Хабаровскую газету «Знамя пионера», её напечатали с припиской: «в помощь начинающему композитору». Так, 1936 год, когда произошло это событие, действительно стал «началом» его творческого пути.

 

Рассвет

Где-то звонко запел петух,

Вмиг нарушив таёжный покой,

Разбудил костёр, что потух,

И туман, что повис над рекой.

Долго песню свою он пел,

Исполняя древнейший указ,

А кому-то напомнить хотел,

Что настал расставанья час.

Подтёсово

 

Щедрая природная одарённость юного Веселкова настоятельно требовала точек приложения, искала выходы, поэтому, закончив в 1936-м году школу, Фёдор Петрович поступает в Хабаровское училище на теоретико-композиторское отделение. У него были замечательные преподаватели, сумевшие разглядеть самородок. По словам Фёдора Петровича, потом он удивлялся, как удалось ему поступить с пугающим минимумом знаний, до тех пор ни разу не видевшему фортепиано.

Студенческий билет Фёдора Веселкова в Хабаровском училище
Студенческий билет Ф. П. Веселкова

Нужно отдать должное преподавателям, они обратили внимание на юное дарование, поручив ему написать какую-нибудь пьесу к вступительному экзамену. Таким сочинением стал «Гавот». Впоследствии Фёдор Петрович признался, что ему всегда нравился «Гавот» из «Классической симфонии» Прокофьева, его он часто слышал по радио.

С удивительной жаждой впитывались им знания. Прекрасная музыкальная память, напористость и, буквально нечеловеческая работоспособность помогали навёрстывать то, что обычно осваивается за многие годы систематической учёбы в музыкальной школе.

Среди преподавателей Фёдора Петровича был Леонид Шешенин – ученик Б. Л. Яворского. Он обеспечивал своего ученика учебной литературой, позволял пользоваться личной библиотекой. Своим «базовым» музыкальным образованием Фёдор Петрович обязан именно ему. Успехи студента были столь яркими, что уже со второго курса училища Леонид Шешенин предложил ему заниматься предметом «гармония» со студентами исполнительских отделений. Фёдор Петрович вспоминал, как он ночами решал задачи, «корпел» над трудами Танеева. 1937 год – это первые опыты собственной творческой и педагогической работы и стремление заложить серьезный фундамент широких и глубоких знаний. Со своими сочинениями студент Веселков выступает в училище на творческом вечере, записи которого проходят по радио. Его романс «Царскосельская статуя» на стихи А. С. Пушкина исполнялся профессиональной певицей. В дальнейшем музыка этой песни была использована им в романсе «Кукушка». В 1941 году Фёдор Петрович оканчивает училище с одними отличными отметками.

В Свердловскую консерваторию Фёдор Петрович поступил в 1941 г. без вступительных экзаменов: по направлению. Здесь он знакомится с Маркианом Петровичем Фроловым,1 который скоро становится его близким другом, любимым преподавателем.

Проучился Фёдор Петрович в консерватории лишь несколько месяцев. Обучение было прервано войной. Многие студенты и педагоги ушли с ополчением на фронт сразу, но консерватория всё-таки начала учебный год. «Белобилетник» Веселков, заболевший туберкулёзом ещё в училище, был освобождён от военной службы, однако, несмотря на болезнь, добился отправки на фронт в составе 162-ой дивизии.

Бойцы 162 дивизии
Бойцы 162 дивизии, пятый слева — Ф. Веселков

Маркиан Петрович по-отечески проводил своего ученика на войну. Больше им свидеться не довелось…

«Когда меня посадили в вагон, оторвали от музыки, у меня вдруг появились стихи» – говорил он во время одной из наших встреч.

 

***

Родное гнездовье, таёжный наш край!

Ушли на войну мы: прости и прощай.

С собой не забыли взять юность свою —

Пусть рядом шагает в суровом строю.

Как дóроги нам и простор твой былинный,

И тропки ребячьей стыдливой весны,

Весёлые рощи, без края долины,

Крылатые песни, волшебные сны.

Родное гнездовье, далекий наш край!

Ушли на войну мы: прости и прощай!

С собой не забыли взять юность свою,

С ней в ногу шагаем в суровом краю!

д. Сеньковка

 

 


 

II
ВОЙНА

 

***

Разгулялся ветер в степи,

Разыгралась в снегах метель.

Паровозу трудно идти.

Встанет. Дёрнет. Снова пойдёт.

Вслед ему заскрипят вагоны…

Мы в пути. Мы пока без забот.

Старшина раздаёт патроны.

 

Фёдор Петрович – солдат. Фотографировал майор Сердюков, 1945-й год, весна
Фёдор Петрович – солдат
1945-й год, весна
Фотографировал майор Сердюков

Стихи Фёдор Петрович писал всегда. Пока был на войне, в основном, держал их в голове, иногда записывал в трофейную немецкую тетрадь мелким подчерком, экономя бумагу. Значительно позже, они будут изданы в сборнике «Фронтовой дневник». Именно на фронте он познакомился с известным поэтом Ильёй Сельвинским, который отметил его поэтические наклонности. «Песня казачки» Ф. Веселкова на стихи И. Сельвинского была опубликована в военные годы в сборнике «Фронтовое песенное творчество Красной Армии».

За четыре года на фронте, Фёдор Петрович был и сапёром, и радистом. Когда служил на Кавказе, ему довелось работать корреспондентом газеты «За Родину».

Оказался он в газете потому, что был самым грамотным человеком в дивизии. В обязанности корреспондента входило добывать информацию и писать вести с фронта и с Родины. Кроме этого, в газете печатались стихи, художественная проза. Чаще всего весь текст газеты, пусть даже небольшой по объёму, составлялся одним автором – Веселковым. Чтобы представить всю свою работу, как сделанную разными авторами, он придумывал себе различные псевдонимы.

 

***

Вовек не забудем, солдаты,

О наших нелегких делах

На бурных потоках,

В ущельях глубоких,

Во льдах, высоко в горах.

Тут нами прохожены были

Все эти дороги-пути

Для милой пехоты,

Которая быстро

Могла к рубежам подойти.

Готовили здесь мы победу,

Желанный итог будет скор.

Враг тут захотел

Силу нашу проверить.

Проверит. Спихнём с этих гор.

 

Письмо от брата
Письмо от брата

Долго кидала война Фёдора Петровича по свету. Прошел он Крым и Карпаты, Чехословакию и Венгрию, Польшу. Ему вручали благодарности за отличные боевые действия в боях за освобождения городов Михальовце, Гуменне, Моравской Остравы, за овладение городом и крепостью Керчь, за взятие Севастополя и преодоление Карпат, за овладение Таманским полуостровом и городом Оломоуц.

Из воспоминаний Фёдора Петровича можно узнать о войне многое. Было и страшное, было и забавное. Сколько же нужно было иметь сил, терпения и выносливости, чтобы после перенесенного туберкулёза идти через горы, в истрёпанной гимнастерке и противоипритном плаще, спать, укутываясь в него, а чтобы хоть как-то выжить, не умереть с голода – есть почти сырое мясо и то – очень редко…

 

***

По какой причине

Мы бредём, как тени,

В пыли, в паутине,

Еле гнём колени?

Солнца диск кровавый

Выжег всё, что можно.

Вид у нас не бравый.

На душе тревожно.

Сальские степи, 1942 год

 

Со слезами вспоминал Фёдор Петрович и тот случай, когда однажды, у них, остановившихся на перевале, совсем не было еды, и он полез в огород грузина за кукурузой. Разгневанный хозяин, заметив это, мог убить солдата, но, в конце концов, поняв, в чем дело, отпустил, набив ему полный рюкзак початков.

 

***

Коротаем ещё одну ночку

Среди мрачных, встревоженных гор.

Снова дождь,

Этот льет, как из бочки,

Заливает наш робкий костёр.

Не под силу костра огонёчкам

С ним сражаться,

Спасения нет,

Как и нам — от мокра этой ночки.

Ждём, когда наступит рассвет.

Клухорский перевал, 1942 год

 

В разговоре с Фёдором Петровичем прозвучали такие его слова: «Трудно было на войне. Когда я служил сапёром – таскал тяжёлые брёвна, строил сооружения. При взрыве, однажды, мне прилетел камень в ногу. И я раненый, сидя или лёжа, целыми днями работал над газетой».

 

13 октября

Я только что видел — машины идут,

Подвозят снаряды, мины.

Промчались «катюши». Упрятали тут

Свои нагружённые спины.

Вдали на дороге бедняга каурый

Сражался с повозкой в канаве сырой.

Лес израненный и понурый

От боли покачивал головой.

И вдруг все исчезло. Калёные стрелы

Пронзили сознанье. Померкло вокруг.

Решительно влезло, мгновенно и смело

В тот мрак молчанье. На миг — испуг —

И бездна… От боли тупой очнулся.

Кругом разрывы: один, другой,

И кровь не греет. Вскочил. Рванулся.

Упал с обрыва. Лежу. Живой!

Санок. Ноябрь. Госпиталь

 

Будучи корреспондентом, Фёдор Петрович ездил по частям и подразделениям, собирал фронтовые материалы и, конечно же, писал стихи.

 

В ночь на 6 мая вся моя редакция куда-то разъехалась.

Я один, с наборщиком и печатником делаю очередной номер газеты.

Полночь. Усадьба сбежавшей немки.

Все перевернуто в доме этом.

Ворох перин. Прижавшись к стенке,

Спит связной. Он уйдёт с рассветом.

А мне не до сна: запятые и точки,

Пока связной досматривает сны,

Беру и кидаю в газетные строчки

Последней военной весны.

Все строчки сегодня в большом волненьи,

И не от шума весеннего парка

Стало хорошим у них настроенье.

Финальные всюду идут сраженья,

В логове вражьем, как в августе, жарко.

Оломоуц

 

Нелегко пришлось Фёдору Петровичу и в Карпатах. Именно здесь он был тяжело ранен в голову, лежал в госпитале в Польше. Для него война закончилась под Прагой. В 1945 году после окончания войны его дивизию отправляют в Японию. А Фёдор Петрович, по специальному приказу И. В. Сталина от 2. 10. 1945 демобилизуется для продолжения обучения в ВУЗе.

Требование на перевозку по демобилизации
Требование на перевозку
по демобилизации

Ему 26 лет. За спиной – огромный жизненный груз испытаний и огромное желание жить и рассказать обо всём в стихах и, наконец, в музыке.

 

3 мая 1945 года

Двадцать и шесть прожито лет,

Не просто их было прожить.

И пули не раз застилали свет —

С одной довелось «подружить».

В осенних Карпатах, не так давно.

Но этой «подружке», видать, не дано

Оставить навеки в чужих краях.

Я снова в строю и опять в делах.

Ещё один день прикоснулся ко мне,

Примерил шинелку — её поносить

Осталось недолго. Конец войне.

Пришло время пламя гасить.

Лететины

 

 


 

III
КОНСЕРВАТОРСКИЕ ГОДЫ

 

Мирный ветер

Смело вырвал газету из рук,

Пробежал по дремавшей реке,

Растревожил цветущий луг,

Взвился вихрями вдалеке

И себе поклониться вслед

Он заставил густые берёзы.

Хорошо, когда не от бед

А от счастья приходят слезы.

Хуст. Сентябрь 1945 года

 

От войны останутся воспоминания и награды: орден «Красной звезды», орден Отечественной войны 1-й степени, медаль «За боевые заслуги».

И стихи, что написаны на войне…

 

***

Мелодии хоралов

Звучали в полутьме.

Они то исчезали,

То вновь шептали мне

О временах далёких,

Далёких и чужих,

Деяниях жестоких,

Страданиях больших.

Санок. Госпиталь.

Впервые услышал во время

службы в костёле орган.

 

Справка о восстановлении Веселкова на первый курс Свердловской консерватории
Справка о восстановлении
на I курс Свердловской консерватории

«По приказу Верховного, тех, кто уходил на фронт из высших учебных заведений, в сентябре демобилизовали. Родители мои в это время жили на станции Кизима (по дороге Котлас—Вологда, куда отца, железнодорожника, во время войны с Дальнего Востока вместе с паровозом направили на работу). Не заезжая домой, еду в свою консерваторию. Встретили, как родного. Пришел к ректору Орлову Николаю Фёдоровичу и доложил: прибыл для продолжения учёбы. На груди у меня – орден Красной Звезды, на щеке – фурункул. Профессор мой, Фролов Маркиан Петрович умер. Зачислили в класс Виктора Николаевича Трамбицкого. От тёплого внимания заболел. Пролежал две недели. Голодно. Трудно. Борюсь, ведь музыка для меня – всё. А стихи? Думаю, что они не совсем покинут меня. Будут возникать, как дополнение к моей основной деятельности, смыслу жизни – Музыке».

 

 

Я дома

Солнце сияет над гладью озёрной.

Тут мой челнок.

Двигают вёслами руки проворно.

Чудо-денёк!

Птицы мне радостно машут крылами.

Счастье — лететь!

Гимны и песни, спасённые нами,

Долг мой — допеть!

Свердловск

 

Время песен

Над вечерней рекой сосны тихо шумят.

Тут и звуки гитары, и звонкий смех.

На весёлой поляне костры горят.

Время песен — желанное время для всех.

И для тех, кто встречает свою любовь,

И для тех, у кого уж морщинки у глаз.

Как вино горячит это время кровь,

А земная краса обнимает нас.

Свердловск

 

В консерватории Фёдору Петровичу назначается персональная стипендия им. М. П. Мусоргского, а, затем, Н. А. Римского-Корсакова «за мелодический дар».

Выписка о назначении Веселкову стипендии имени Римского-Корсакова
Выписка о назначении Ф. П. Веселкову
стипендии им. Н. А. Римского-Корсакова

О преподавателе Фёдора Петровича хочется сказать особо.

Еще в 1934 г., когда консерватория только открылась, ее ректор М. П. Фролов привлёк В. Н. Трамбицкого к работе в этом учебном заведении. В 1944 г. Трамбицкий возглавлял руководство кафедрой теории и композиции. Он преподавал не только композицию и оркестровку (в классе оркестровки в первые годы у него занимались все студенты-композиторы), но также читал курсы по гармонии, анализу форм, оперной драматургии, народному творчеству.

В течение нескольких лет В. Н. Трамбицкий был председателем Свердловского отделения Союза композиторов, секретарём правления Союза композиторов РСФСР.

Виктор Николаевич Трамбицкий. Преподаватель Фёдора Петровича Веселкова в Свердловской консерватории
В. Н. Трамбицкий.
Преподаватель Веселкова
в Свердловской консерватории

Все, кому довелось знать Виктора Николаевича и общаться с ним, всегда отмечали не только широту его взглядов, образованность, но также доброту, чуткость его сердца, большое обаяние и артистизм натуры.

Природа на редкость щедро одарила его самыми разнообразными талантами.

Он был не только выдающимся композитором, но и многоопытным педагогом, проницательным исследователем народного творчества, прекрасным дирижёром. Он писал стихи, пьесы, рисовал, увлекался садоводством.

У В. Н. Трамбицкого была свой комплекс выразительных средств, что придавало его творческому почерку своеобразие и неповторимость.

«Творчество В. Н. Трамбицкого глубоко самобытно, его музыкальный стиль чужд нарочитого оригинальничанья и в то же время свободен от оков изжитого академизма… Его мелодический и гармонический язык свеж и выразителен». (Ю. Тюлин — Советская музыка,1975, № 4, с. 87).

Одной из важнейших практических задач, стоящих перед музыковедами и композиторами, его учениками, он считал необходимость «учесть и теоретически досмотреть все возможности, которыми мы располагаем в области национально-характерных средств русской музыки».

Он выполнил этот долг, написав исследование о гармонии русской народной песни…

Под руководством Виктора Николаевича Фёдором Веселковым в консерваторский период были написаны самые разные сочинения: «Лирические миниатюры», фортепианная соната, ряд вокальных сочинений, хоры.

Дипломной работой Фёдора Петровича стала кантата «Возвращение» для солистов, хора и оркестра, написанная на стихи А. Прокофьева. Она посвящена победе в Великой Отечественной Войне. Уже тогда государственная экзаменационная комиссия отметила хороший музыкальный вкус, глубину выразительных средств молодого композитора.

 

Зачётная книжка в Свердловской консерватории
Зачётная книжка в Свердловской консерватории

Выйдя из стен консерватории, Фёдор Петрович получил сразу несколько приглашений на работу. Такие предложения он получал и позднее, уже будучи преподавателем Красноярского училища.

 

Телеграмма, приглашающая Веселкова в Новосибирскую консерваторию. 1965-й год.
Телеграмма, приглашающая Веселкова Ф. П.
в Новосибирскую консерваторию.1965-й год




Приглашение на работу в г. Саратов. 1966-й год.

 

 

 



Приглашение на работу в г. Саратов.
1966-й год.

 

 


 

IV
ВЕСЕЛКОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Одно из таких приглашений было ему сразу сделано Борисом Георгиевичем Кривошеей. Именно он возглавлял Красноярское Музыкальное училище в послевоенное время.

 

Письмо от Кривошеи
Письмо от Б. Г. Кривошеи

В то время педагогов с высшим образованием в училище было всего три человека: два пианиста – Б. Иоффе и Н. Л. Тулунина и педагог-теоретик Л. А. Степанова. Но в 40-х – начале 50-х после демобилизации и по окончании консерваторий, пришли на работу в Красноярское училище фронтовики: М. И. Меленевский, А. Н. Калачёв, И. И. Соломенников. К этой команде присоединился и Ф. П. Веселков.

В 1950 г. Фёдор Петрович начинает здесь свою трудовую деятельность. Он принимает предложение Бориса Георгиевича Кривошеи и приезжает с семьёй в город Красноярск.

На набережной Енисея
На набережной Енисея

Ни разу не пожалел он о переезде сюда. Поначалу жил с семьёй в маленьком флигеле при училище. Первые семь лет выполнял обязанности заместителя директора по учебной части, при этом занимаясь преподавательской деятельностью. Работать приходилось со всеми курсами, охватывая почти все теоретические дисциплины. Времени для творчества практически не оставалось.

Через десять лет по инициативе Фёдора Петровича было организовано отделение теории музыки. В то время, в Красноярском крае была острая необходимость в музыкантах-педагогах. В 1963 году, при Краевом управлении культуры был создан методический совет по детским музыкальным школам, в состав которого вошли ведущие педагоги училища, в том числе и Веселков, по сути, возглавивший его. В задачи этого совета входило: проведение семинаров и консультаций для педагогов, проведение конкурсов среди учащихся, выявление наиболее способных детей для обучения в училище. В первые годы создания теоретического отделения, будущих теоретиков обучали Ф. П. Веселков, А. А. Янкин и А. А. Степанова. Позднее к ним присоединились Р. М. Бутакова и Б. Т. Плотников, ставший другом Ф. Веселкова и проработавший в КУИ до 2004 года.

Все силы Фёдора Петровича в эти годы были отданы педагогической работе. Закончивший консерваторию как композитор, Фёдор Петрович за неимением свободного времени, вынужден был отставить свою основную творческую профессию на второй план, выбирая из плотного графика занятий с учащимися редкие часы для сочинения музыки.

Нужно сказать, что его композиторская подготовка во многом способствовала успешной педагогической работе. Студенты тогда и не догадывались, что часто темами учебных диктантов или задач по гармонии являлись эскизы будущих сочинений их преподавателя, как он сам говорит, написанные «между делом». Как истинный музыкант, Фёдор Петрович требовал от учеников музыкальности в решении школьных задач, в игре фактурных последовательностей, всегда показывал на фортепиано, как «сделать музыку». Сам поздно научившийся играть на фортепиано, он придавал огромное значение фортепианной подготовке своих студентов.

В преподавании музыкально-теоретических дисциплин Веселков понимал всю ответственность, которая была на нём, на первых порах единственном педагоге-теоретике, имеющем за плечами специальное профессиональное образование. Упорно и методично он передавал свои знания ученикам. В своей работе он применял основные, принципиальные положения методики, которые «переданы» были ему его консерваторским педагогом Трамбицким. С другой стороны, Фёдор Петрович, обладающий незаурядным даром «быть педагогом», многое черпал из своего жизненного опыта, что-то подсказывала ему его интуиция. Как педагог, он постоянно находился в поиске наиболее эффективных приемов преподавания, придумывая, изобретая, но – при этом – не считая полезным излишнее теоретизирование. Учебный материал всегда преподносился им доступно, логично, с последовательным распределением трудностей.

За более чем тридцатилетний период педагогической работы, Фёдором Петровичем было проведено огромное количество уроков. К сожалению, сейчас, из сохранившихся отрывочных сведений методического характера, не представляется возможным составить какое-либо авторское пособие по его методике преподавания сольфеджио и гармонии. Он просто не ставил перед собой таких задач. Тем не менее, труд Веселкова-педагога не пропал даром, так как он, вложенный в учеников, дал многочисленные «ростки» и позволяет теперь говорить о целой «школе».

Попытаемся обозначить некоторые черты этой «школы».

Главным качеством в профессиональной деятельности своих студентов, Фёдор Петрович всегда называл «потребность трудиться». Высокая эмоциональная культура педагога, его справедливость и доброжелательность в общении с учениками, очень помогали им в преодолении трудностей и, в конечном счёте, воспитывали эту потребность.

Фёдор Петрович за фортепиано
Фёдор Петрович за фортепиано

Вспоминает Л. Г. Лаврушева (выпуск 1968 г., ныне преподаватель КУИ):

«Моя первая встреча с Ф. П. Веселковым состоялась в начале июля 1964 года на вступительных экзаменах в училище искусств. Я была жуткой трусихой, тряслась, как осиновый лист. Но Фёдор Петрович был настолько доброжелателен, создал такую теплую атмосферу, что все страхи быстро улетучились. В результате, я и с диктантом справилась, и все прочие приемные испытания по сольфеджио преодолела успешно».

Калиновская В. Г. (выпуск 1967 г., ныне преподаватель КУИ):

«Мы проработали с Фёдором Петровичем в соседних классах 20 лет. Все эти годы продолжалось моё обучение у этого замечательного человека – и профессиональное и духовное. На вступительных экзаменах та же доброжелательность, которая помогла нам всем поступить в училище и с хорошей и с не очень хорошей подготовкой. Учитель смог рассмотреть в нас наше желание учиться, а остальное делал сам. Фёдор Петрович вёл у нас предмет «методика преподавания», но методика, помогающая в дальнейшем во всей моей жизни, была на всех его уроках, и просто в беседах с ним. Я счастлива, что судьба свела меня с этим замечательным человеком. Он определил, по существу, мою дальнейшую «педагогическую» судьбу».

 

Выпуск 1967 года. На фотографии: Кузнецова, Вострякова, Иванчик-Панкрашкина, Филимонова, Ратгаузкий, Рублёва-Богоявленская, Калиновская, Веселков
Выпуск 1967 года. На фотографии:
Н. Кузнецова, Т. И. Вострякова, В. М. Иванчик-Панкрашкина, Н. П. Филимонова, М. О. Ратгаузкий,
С. В. Рублёва-Богоявленская, В. Г. Калиновская, Ф. П. Веселков

Фёдор Петрович – человек сдержанный и внешне строгий, никогда не поучал, не одобрял слишком горячих и категоричных суждений, не наказывал за «студенческие промахи», а, если был недоволен, лишь строго смотрел на ученика поверх очков.

Кузнецова Г. А. (выпуск 1969 г., ныне преподаватель КУИ):

«…Я, обучаясь у Фёдора Петровича, никогда не считала трудным предмет «гармония». Я почти не открывала учебник с правилами, всё было абсолютно ясно из уроков. Как учитель это делал, трудно сказать, но даже самые сложные вещи он умел объяснять, буквально, в двух-трёх словах всё показывая сразу на практике… Не факт, что хороший музыкант становится хорошим преподавателем. В случае с Фёдором Петровичем – это счастливое сочетание ипостасей тонкого музыканта и талантливого педагога».

«Как педагог-сольфеджист, Фёдор Петрович в совершенстве владел методикой преподавания предмета. Он всегда следил за новыми работами отечественных и зарубежных педагогов этого направления. Новое в методике не абсолютизировал, а относился ко всему критически. Считал, что каждый педагог, при творческом отношении к делу, сам должен находить какие-то свои формы в русле общепринятой методики» — говорит Л. Лисовская, в прошлом ученица Ф. Веселкова, заведующая теоретическим отделением ДМШ № 7.

Он всегда верил в то, что его ученики продолжат его дело. Лучше всего о результатах его педагогической деятельности свидетельствуют их профессиональные достижения. Только за время работы на теоретическом отделении у него выпустилось 177 студентов. Многие продолжили обучение в различных ВУЗах страны: Красноярске, Новосибирске, Свердловске, Казани, Ростове, Владивостоке, Уфе, Одессе, Санкт-Петербурге и т. д. Среди его учеников есть профессиональные композиторы, это В. Пономарёв и В. Гурков. Кроме того, его учениками были заслуженный артист России, пианист, профессор КГАМиТ Е. Н. Лаук; доктора искусствоведения, профессоры С. С. Гончаренко (Новосибирск) и Н. И. Ефимова (Москва).

 

Выпуск 1976 года. На фотографии: Ефимова, 1-й ряд, вторая слева, Веселков, Меленевский, Мусин, Плотников, Голицына
Выпуск 1976 года. На фотографии:
Н. И. Ефимова (1-й ряд, вторая слева), Ф. П. Веселков (следующий), М. И. Меленевский,
С. С. Мусин, Б. Т. Плотников, Н. К. Голицына
Вступительный экзамен по сольфеджио в Красноярском училище искусств. Фёдор Петрович за фортепиано, за ним — его дочь Маргарита Фёдоровна
Вступительный экзамен по сольфеджио в Красноярском училище искусств.
Фёдор Петрович за фортепиано, за ним — его дочь Маргарита Фёдоровна

Как уже было сказано, многие преподаватели, ныне работающие в КУИ, являются его выпускниками, а в наши дни часто от Фёдора Петровича с благодарностью принимали советы уже ученики его учеников. Нельзя не сказать и о том, что Ф. Веселков стал родоначальником целой семейной династии музыкантов. Две его дочери пошли по стопам отца. Старшая – пианистка, живёт и работает не в Красноярске, а младшая – музыковед, фольклорист – Маргарита Фёдоровна Веселкова (Шульпекова), закончив теоретическое отделение Красноярского училища искусств, поступила затем, как и отец, в Свердловскую консерваторию и, по окончании её, вернулась в Красноярск, в родное училище. Здесь она много лет посвятила преподавательской деятельности на отделении теории музыки. Внуки Фёдора Петровича также профессиональные музыканты. Со слов внучки, Дарьи Николаевны Трошковой, выбор профессии не «навязывался» им семьей. Просто в доме родителей, деда и бабушки – Фёдора Петровича и Елизаветы Кондратьевны – всегда царила такая творческая атмосфера, что вопрос «кем быть?» даже не обсуждался. Сейчас уже маленькая правнучка Фёдора Петровича делает свои первые шаги в музыке…

 

Мой Енисей

В море-долине,

В силе своей,

В круге-плотине

Мой Енисей.

В зорях весенних,

В блеске лучей,

В вечном стремленьи

Мой Енисей.

В высях орлиных,

В звёздах огней,

В песнях былинных

Мой Енисей.

Знаю, нет лучше

Доли твоей

Гордый, могучий

Мой Енисей.

 

Край вёсен моих

Край вёсен моих не Италия:

Ни гор, ни альпийских долин.

Болота, речушка малая,

От трудной дороги усталая

И тихий посёлок Ин.

 

Остались там дни золотые,

Дружки озорные, любовь…

Там Муза мне дверь приоткрыла,

Какой-то неведомой силой

Вдруг сделала жгучей кровь.

 

Под шелест кудрявой берёзы

В весенние светлые дни

Восторг превращала в слёзы,

В мечтательно-смутные грёзы —

В мир снов меня мчали они.

 

И слышались стройные звуки,

Шептался негромкий стих.

С тем краем давно я в разлуке,

Со мною – желанные муки.

Ни дня не живу без них.

Красноярск

 


 

V
МУЗЫКАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Веселков на красноярском телевидении. 60-е годы
Ф. Веселков на красноярском телевидении. 60-е годы

На протяжении семнадцати лет (1955-1972) Фёдор Петрович был постоянным участником всех композиторских пленумов, проходивших в Сибири. Он всегда стремился быть в гуще музыкальной жизни и ее событий. В 1955 году, в Новосибирске состоялся II пленум Сибирского отделения Союза композиторов.

Шостакович и Веселков на Четвёртом пленуме композиторов Сибири
Д. Д. Шостакович и Ф. П. Веселков
на IV пленуме композиторов Сибири

Особой темой, поднятой на пленуме, явился вопрос о происхождении сибирского музыкального фольклора. Для Фёдора Петровича это была очень важная тема, так как он серьёзно изучал енисейские песни, занимался их сбором и записью. Его личное собрание насчитывает около 50 песен Красноярского края. Собранные песни, их мелос и колорит становились основой авторских сочинений Веселкова. Некоторые из них звучали на этом пленуме и получили высокую оценку коллег.

В 1961 году прошел IV пленум композиторов Сибири, который проводил Д. Д. Шостакович. Дмитрий Дмитриевич с одобрением отнёсся к творчеству Фёдора Петровича. В числе «хороших» он назвал камерно-вокальные произведения Фёдора Петровича: «Россия» на слова И. Рождественского и «Горят высоко путеводные звёзды» на слова К. Лисовского.

 


Четрвёртый пленум композиторов Сибири
IV пленум композиторов Сибири. На фотографии:
Г. Лане (Иркутск, нижний ряд, крайний слева), А. Кенель (Хакассия, нижний ряд, второй справа),
Г. Иванов (Новосибирск, нижний ряд, четвёртый слева), В. Левашов (Новосибирск, секретарь союза, второй ряд, крайний справа),
И. Бершадский (Новосибирск, второй ряд, четвертый справа), А. Новиков (Новосибирск, второй ряд, крайний слева),
Р. Кенденбиль (Тува, второй ряд, четвертый слева), М. Невитов (Новосибирск, второй ряд, пятый слева),
Ф. Веселков (Красноярск, второй ряд, седьмой слева), А. Муров (Новосибирск, второй ряд, девятый слева).
В центре сидит Д. Шостакович.

В 1971 году указом Совета министров РСФСР, Фёдору Петровичу Веселкову было присвоено звание «Заслуженного работника культуры».

 

Всё как прежде

Веселятся, шумят ребята,

Льются песни. Звучит баян.

Тут и те, что певал когда-то,

Их не скрыл многих лет туман.

Помню, как проходили вечёрки,

Где в весёлом кругу друзей

Пел и я, задушевно и звонко

С балалайкой — подружкой своей.

Пелись добрые, вечные песни,

Как светло становилось вокруг,

А изба становилась тесной

От восторга друзей и подруг.

Песня стала моим щедрым миром

И о днях тех не век тужить.

Всё как прежде. Певучая лира

В моём сердце. И стоит жить!

Подтёсово

 


 

VI
ПЕСЕННОЕ И ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО

Из творческой биографии Фёдора Петровича мы знаем, что он пробовал свои силы в разных жанрах. Это и фортепианные пьесы, и оркестровая музыка, и музыка к театральным постановкам. Однако ближе всего ему оказался жанр вокальной музыки. Именно с неё он начинал свой творческий путь более чем полвека назад. За эти годы Фёдором Петровичем было написано свыше шестидесяти вокальных сочинений. Дат написания этих сочинений он сам никогда по-настоящему не знал – просто не ставил перед собой задачи регистрировать свои произведения как опусы.

Композитор нашёл себя в романсе и песне как оригинальный художник. Сочинения его полны чувств, эмоций, они индивидуальны и несут на себе печать творческой личности автора. Многие песни Ф. Веселкова содержат яркие интонации, делающие их мелодии запоминающимися буквально с первого раза. Не случайно, поэтому некоторые из песен Фёдора Петровича в Красноярске стали «хитовыми», а их мелодии зазвучали на городских часах и в качестве позывных концертного зала филармонии…

Большинство песен Фёдора Петровича написаны на стихи поэтов-современников, на стихи красноярских поэтов, а также на собственные тексты. Нужно сказать, что автор одинаково гармонично чувствовал себя и в поэзии и в музыке. Он признавался: «Я не знаю, что идет вперёд – стихи или музыка». Сочинение стихов и музыки были для него реализацией жизненных ощущений, личного опыта и – что, может быть, самое главное – его незаурядных, разносторонних природных способностей.

Годы войны прервали на время музыкальное развитие Фёдора Петровича, но развитию его литературного таланта именно они положили начало.

И вот уже 50-е годы стали необычайно плодотворными в обращении композитора к песне.

По воспоминаниям Фёдора Петровича, самые ранние музыкальные впечатления были связаны у него с тем, как пели его мать, бабушка, т. е. с народной песней. Воспитанный на сибирском фольклоре, на протяжении всей творческой жизни, Веселков сохранял тягу, интерес к народному искусству. Это особенно ярко проявилось в ряде его сочинений «в народном духе» («Соловейка в клетке», «Потеряла перстенёк», «Вскочил козёл в огород» и т. д.)

Однако в творческом преломлении народно-песенного стиля, Фёдор Петрович не воспроизводил непосредственно жанры и формы народной песни, а свободно переплавлял черты старых лирических, плачевых, обрядовых песен, плясовых напевов. Довольно редко он обращался к прямому цитированию.

Тематика песен Фёдора Петровича в большинстве тесно связана с родной Сибирью, Красноярьем. В них автор воспевает природу, которую так любит, могучий Енисей. Эти сочинения составляют группу песен гражданского, патриотического характера, они наполнены торжественностью, гимничностью. Среди них можно выделить «Енисей», «Енисей-богатырь», «Я – сын Енисея», «Песню красноярской молодежи», «В земле сибирской спит Ермак», «Встречу Ангары с Енисеем» (она была написана для одного из спектаклей Красноярского краевого драматического театра им. А. С. Пушкина).

Мелодия песни «Енисей-богатырь» долгие годы была музыкальным символом города, её звучание все мы слышали на городских курантах…

Выражение самых сокровенных своих душевных чувств Фёдор Петрович делал в своих лирических песнях и романсах, сохраняя убежденность в том, что именно народное творчество даёт непревзойдённые образцы лирической задушевности, силы чувства.

Сочиняя на слова народных песен свои романсы «У окошечка я сидела», «Соловейка в клетке», композитор очень тонко раскрывал их лирическое начало.

В текстах А. Прокофьева, С. Есенина, С. Щипачёва композитор также находил много близкого ему по содержанию, по характеру образов и по звучанию стиха в контексте преломления народно-песенных поэтических традиций.

Ряд песен Фёдора Петровича посвящены теме Великой Отечественной войны. Песня «Кукушка» на стихи Д. Кедрина – одна из лучших его песен в этом списке. Она посвящена любимому брату, которого забрала война. «Посвящается брату Валентину» — так написано на её титульном листе. Воспоминания трагедии войны нашли художественное воплощение в песнях на стихи М. Геттуева «Восходят рассветы», Орлова «Его зарыли в шар земной», на собственные стихи «Помнит солдат», «Памятник».

Фёдору Петровичу близка и тема детства, юности. Обращение к ней в зрелом возрасте объясняется появлением внуков. Глубока и трогательна, по-детски наивна, музыка его «Колыбельной» на собственные стихи.

Это произведение относится уже к поздним годам его творчества. «Колыбельная» начинается с медленного, убаюкивающего вступления. Аккомпанемент, появившийся в нём, не изменяется на протяжении всей песни. Мелодия скромна, её интонации очень просты. В этой песне, небольшой по размеру, можно выделить восемь запевов и постоянно повторяющийся припев: «…спать, спать, спать…». На протяжении всей колыбельной выдержан тонический органный пункт. Фёдору Петровичу вообще очень свойственна простота изложения в фактуре, в мелодии, в гармонии. Но, вместе с тем, за этой «простотой» всегда таится глубокий смысл.

Интересно, что в рукописных вариантах песен Веселкова (как, впрочем, и многих его фортепианных пьес) почти нигде не проставлены динамика, штрихи, оттенки (так часто были оформлены партитуры русских церковных песнопений вплоть до конца XIX века). В таких случаях исполнитель должен сам почувствовать и спеть, или сыграть так, как «душа слышит». Эта свобода исполнения раскрывает у исполнителя музыкальный вкус, интуицию, учит чувственному восприятию, восходящему к молитвенному сопереживанию музыкальным образам.

Традициям городского романса следует «Романс», написанный на стихи Т. Лихоталь. Здесь присутствуют многие его жанровые черты: незатейливая мелодия, гомофонно-гармоническая фактура, иллюзия аккомпанемента «под гитару». Интересна смена размера: во вступлении 4/4, а после него сразу 12/8, при этом используется непрерывное движение восьмыми. Затем, в конце перед завершением фортепианной партии, снова происходит смена размера на 9/8. Всё это ассоциируется с неуловимостью, неопределенностью чувств и эмоций героини романса. Несмотря на переменный метр, в пьесе ощущается вальсовость. Единственное, что, пожалуй, не является здесь характерным для городского романса – это узкообъёмная, декламационная мелодия с «придыханиями».

Какое бы вокальное сочинение мы ни брали, всегда в выборе выразительных средств у Веселкова обнаруживается важнейшее качество, определяющее оригинальность сочинения, неповторимый облик, обусловленный творческим почерком композитора: его подкупающая искренность.

Композитор никогда не повторял себя. В зависимости от темы, слова, в известной мере менялся и музыкальный склад его композиций.

Есть у него произведения, в которых богато представлено многоголосие народно-хорового склада. Можно услышать свободное и гибкое движение самостоятельных голосов, нарастающую силу их вступлений, характерные для народной музыки созвучия, – всё это очень близко русской народной традиции и служит определенной художественной задаче – передать народно-эпический, величавый, по-сибирски могучий характер образов («Енисей», «В заречной долине»).

Во всём – в словах, в единстве музыки и текста, в общем облике, в мелодическом движении, в контрасте или связи запева и припева, в деталях сопровождения – композитор долго «ищет» песню.

Этот творческий процесс у Фёдора Петровича можно проследить по ряду эскизов, вариантов некоторых песен, хотя, к сожалению, основная часть набросков утрачена…

Поиски образного содержания расширили диапазон песенного творчества Фёдора Петровича, в котором появились такие жанровые разновидности, как монолог, баллада, песня-пейзаж, романтическая песня. В сочинениях лирической сферы композитор находит самобытное выражение «мирного чувства». Его горой всегда романтичный, тонко и глубоко чувствующий. Фёдор Петрович избегает лирических шаблонов. В каждой песне он находит свое выражение поэтических ощущений, каждая содержит какое-либо характерное только для неё мелодическое зерно, необычный оборот, яркую гармоническую краску.

Эмоции в вокальных сочинениях Веселкова проявляются не бурно, а как бы в созерцательном плане, будь то лирическая исповедь, пейзаж, драматические переживания или философские размышления. Проявляется это часто в стремлении к простоте фактуры, экономии выразительных средств («Слышу ли», «Как стебли строки», «В тихом шелесте осоки»).

Автор стремится к обобщённому раскрытию поэтического текста и, вместе с тем, к максимальной конкретности музыкального воплощения.

В духе народной песни написана пьеса «У окошечка я сидела» на народные слова. Эта сфера всегда очень привлекала Фёдора Петровича, ведь сам он родился и рос в деревне. Да и что такое Сибирь без деревень, сёл и народного пения! Если говорить о жанре, то это протяжная лирическая песня. Тема, раскрытая в ней, очень типична для сибирских песен – разлука с милым.

Фёдор Петрович использует в её мелодии диатонику пентатонного склада, в некоторых интонационных оборотах применяет миксолидийский лад, элементы вариантной повторности. Всё это указывает на преломление композитором традиций русских народных песен. На всем протяжении этой песни выдержан тонический органный пункт, преобладают плагальные гармонии, слышатся типичные «народные каденции».

«У окошечка я сидела» — одна из самых ярких в сфере лирических «народных» песен Ф. Веселкова. Она опубликована в сборнике его сочинений «Лирический альбом».

Другим примером народности, но уже не русской, является «Хакасская народная песня», написанная Фёдором Петровичем на собственные слова. Мелодия для создания этой песни была взята из сборника хакасских песен А. А. Кенеля. Из биографии мы знаем, что Фёдор Петрович часто ездил по Красноярскому краю. Видимо, после посещения Хакасии ему захотелось написать произведение в хакасской народной манере.

«Хакасская народная песня» — бытовая песня. Здесь присутствует характерный для хакасского фольклора параллелизм – сопоставление жизни человека и природных явлений, как художественное средство. Это монолог, что так же характерно для фольклора этого народа. Ритмические особенности мелодии во многом определяют структуру стиха, написанного специально для этой песни. Наряду с фольклорной «формульностью» для текста песни характерны оригинальные образные выражения, различного рода сравнения, эпитеты, сопоставления в их бесконечном, создающем ощущение статики, варьировании. При этом закрепляются всякого рода параллели. Присутствует метрическая свобода, переменность метра (размеры 3/2; 2/2), симметрия музыкальных построений, обозначенная цезурами между ними.

Песня написана в тональности f-moll. Форма куплетная, без припева, со вступлением. В нем звучит незатейливая мелодия, точно повторяющая мелодию первого куплета. Оригинальность этой песни состоит в том, что минорная тональность не привносит грусти и тоски в музыку. А прихотливый ритм с синкопами придает ей даже какую-то шуточность и танцевальность. Такая на первый взгляд противоречивость выдает стремление автора передать психологию иного народа.

«Какой листопад на свете» на стихи С. Щипачёва – лирическая песня-пейзаж. Небольшая по объёму – всего один куплет – эта песня очень насыщена чувственностью, эмоциями, красками осени.

«Какой листопад на свете!

До самых краёв синевы.

В садах наметает ветер

Охапки душистой листвы…

Какой звездопад на свете,

Нельзя не поднять головы,

Такой звездопад на свете…»

В песне можно проследить два раздела. 1-й, начинающийся со слов: «Какой листопад на свете», — излагается в динамике piano, указанный автором характер – Andante non tanto, основная тональность Es-dur. Аккомпанемент изложен мерными четвертями, движущимися как шаги, как спокойный пульс сердца. Мелодия очень напевная, спокойная, рисует нам картину пейзажа. Большую роль играет гармония. Кроме тональности Es-dur появляются тональности её второй и третьей ступеней. Композитор словно детализирует каждое слово, каждый слог.

Второй раздел начинается со слов: «Какой звездопад на свете» (forte). В аккомпанементе возникают форшлаги – как блеск и мерцание звёзд. Звучит красочная гармоническая последовательность, в которой проходят тональности as-moll, g-moll, а затем, после возвращения в As-dur (в обычную субдоминанту), появляется E-dur («неаполитанская» гармония). Эта последовательность словно уводит слушателя в мир космоса, в мир глубины чёрного, бездонного ночного неба. По окончании этой песни остаётся ощущение незавершенности, неопределенности, недосказанности. Это песня – удивление и любование природой – звучит, словно лёгкая акварель осеннего вечера.

В целом, можно сказать, что жанры, тематика сочинений Фёдора Петровича очень разнообразны, хотя и опираются на легко узнаваемые традиции. Это традиции русского романса, русской народной и авторской песни. Герой его песен всегда романтичный, глубоко чувствующий, переживающий. Это может быть солдат (если говорить о гражданской тематике), или обычный человек с тонкими душевным миром, поэт. Музыка Веселкова – это, прежде всего, лирика. Но лирика эта представлена в самых разных видах. Его вокальные произведения написаны для солиста с фортепиано, для солиста с хором, и для хора без сопровождения. Его жанры – песня-монолог, песня-пейзаж, песня-баллада, романс, колыбельная, «лирическая протяжная».

Песенное наследие Фёдора Петровича очень обширно. Большинство песен существует в рукописи, и лишь небольшая их часть была издана. Аудиозаписей на дисках, к сожалению, очень мало.

Из всего разнообразия жанров вокальной и хоровой музыки, есть ещё один, к которому Фёдор Петрович обратился совсем недавно, но проявил себя в нём как большой музыкант. Это область духовной музыки, область церковных песнопений, могущих входить в богослужебный обиход. Фёдором Петровичем написано: «Во царствии Твоем», «Свете Тихий» (исполнялась в Болгарии в соборе св. Софии летом 2007 года), «Аллилуйя», «Тропарь св. мученицы Параскевы», «Шестопсалмие» и «Хвалите имя Господне».

Прежде всего, и особенно хочется отметить тот факт, что Фёдор Петрович написал Тропарь св. мученицы Параскевы, часовня которой является архитектурным символом Красноярска. Яркий, броский по музыке, этот тропарь, безусловно, может быть отнесён к самым удачным сочинениям Веселкова, что подтверждается его многократными исполнениями хорами Красноярска – и церковными, и концертными. Таким образом, Фёдор Петрович и здесь оказался знаковым, «брендовым» красноярским композитором.

В церковных песнопениях Веселкова отсутствует внутренний конфликт, что вполне естественно, в них нет борьбы каких-то противоположных сил. Эти песнопения, как правило, речитативны, с несложным мелодическим и ритмическим рисунком, достаточно просты для хорового исполнения. В них главным является канонический текст, а музыка призвана только распеть священное Слово. Вместе с тем, в них без труда узнается стиль этого автора, мелодический и гармонический строй его музыки, знакомый нам по романсам и хорам.

Как пишет Г. Пономарёва (музыковед, певчая Красноярского Свято-Троицкого храма): «Фёдору Петровичу, обладающему незаурядным мелодическим даром, не пришлось делать каких-то усилий при создании церковных песнопений. Они словно стали естественным продолжением его песен и хоров о Сибири, Енисее». Призвание к сочинению музыки церковно-ритуальной композитор почувствовал в 90-е годы. Обращение к литургическим жанрам в это время обозначилось в творчестве многих сибирских музыкантов, что отразилось в появлении серии сборников церковных песнопений сибирских композиторов. В них песнопения Фёдора Веселкова заняли достойное место.

Основой духовных сочинений Фёдора Петровича является высокопоэтичный молитвенный текст на церковно-славянском языке.

Особенности духовной музыки Фёдора Петровича – это особенный внутренний строй, собранность, а главное – чистота и открытость (совершенно свойственные ему во всём). Здесь нет никакой фальши, недосказанности. Огромный диапазон чувств, настроений, мыслей – от скорби, печали до радости и ликования – нигде не переходит тех границ, когда начинает разрушаться внутренняя гармония музыкального целого. Всё соразмерено и упорядоченно. Музыка Веселкова как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей, она настраивает на покой, сосредоточенность. Что особенно радует – это музыка сразу была издана в сборниках церковных песнопений, вышедших в Красноярске на рубеже тысячелетий при непосредственном участии регента Свято-Троицкого храма, композитора В. Пономарёва.

 


 

VII
ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Инструментальная музыка Фёдора Петровича Веселкова – это, прежде всего, лирические миниатюры романтического и народного характера. Эта музыка писалась Фёдором Петровичем на протяжении всей его творческой жизни. Известно, что Фёдор Веселков не создавал крупных форм. В 50-е годы, когда он приехал в Красноярск, в городе не было ни оперного театра, ни симфонического оркестра (они появились значительно позже, когда в творчестве композитора уже обозначились жанровые приоритеты). Фёдор Петрович по своей натуре человек, живущий настоящим. Ему всегда было важно ощутить и пережить эмоцию в данный момент. Быть может, именно поэтому ему так близок жанр миниатюры – написанной и исполненной сейчас, сию минуту… Инструментальные пьесы его непродолжительные по времени звучания, но, как и песни, очень насыщены содержательно. Быть может, это ещё один приём Фёдора Петровича для передачи чувств – слушатель после окончания небольшой пьесы какое-то время ещё остается под впечатлением музыки, что-то додумывает, домысливает. Таким образом, музыка Веселкова воздействует на эмоциональный мир слушателя, заставляет его «пробудиться душой», возбуждает самые светлые, добрые чувства.

Так же, как и в вокальном творчестве, в инструментальной музыке у Фёдора Петровича присутствует образ романтического героя. Это слышится в таких лирических пьесах, как «Ветер принёс издалека», «Воспоминание», «Монолог», «Мелодия», «Песня», а пьесы народного характера – это, чаще всего, сказки, в них воплощены сказочные герои и их портреты, мир рассказа, обращение к теме детства («Рассказ», «Шествие», «Сказочка», «Сказ», «Ладушки-ладушки», «Маленькая балерина», «В некотором царстве»). Разнообразно использованы и традиционные жанры: «Гавот», «Экспромт», «Прелюдия», «Скерцо», «Ноктюрн», «Элегия», «Вальс».

Фёдором Петровичем написано более сорока законченных произведений для фортепиано. В каждом из них можно найти что-то интересное и неповторимое.

«Песня» — в этой миниатюре прослеживается связь с вокальным творчеством композитора. Ей присуща былинность, повествовательность. В пьесе звучит протяжная диатоническая мелодия, в целом для нё характерна эмоциональная сдержанность – всё это напоминает русскую народную лирическую песню.

Такой же песенной, «в народном духе», является и «Полифоническая пьеса». Её тема очень напевна, в характере Largo она льется как река, неторопливо, спокойно, а затем её подхватывают другие голоса (всего их четыре).

«Воспоминание» — это «песня без слов» созерцательного характера. Наиболее ярким выразительным средством здесь является ладогармонический строй. В этой пьесе Фёдор Петрович очень богато показывает субдоминантовую сферу – это использование S9, дорийской S, VI ступени с её обращениями, «неаполитанской» гармонии. Все красочные аккорды помещены Фёдором Петровичем на сильную долю в такте, что ещё больше приковывает к ним внимание. Каждому аккорду и созвучию здесь словно предписана своя роль.

Первая часть этой трёхчастной композиции начинается с напевной, лёгкой, немного печальной мелодии. Квинтовый мелодический зачин плавно заполняется, опеваются устойчивые звуки, звучит «завораживающий» натуральный минор. Протяжённое «ре» пяти первых тактов словно вводит слушателя в атмосферу воспоминаний, а возникающая в басу, в нижнем регистре мелодия, постепенно открывает в нашем воображении картины прошлого. Затем мелодия появляется в верхнем голосе, будто бы унося наши мысли куда-то в даль… Ненадолго появляется мажор, как просветление, как отсвет доброго, хорошего в веренице воспоминаний.

Во второй части мелодия проводится как вначале, но ниже на октаву, а в верхнем голосе опять появляется длящийся звук «ре», но уже не один, а в созвучии (t6). В следующем проведении мелодия проходит ещё выше, в то время как в нижнем голосе звучат долгие аккорды на органном пункте. В это время, в верхней части фактуры пьесы начинается непрерывное волнообразное движение восьмыми, словно нахлынувшие чувства, навеянные воспоминаниями… Весь этот раздел можно назвать развёрнутой кульминационной зоной всего произведения. Но вот все возвращается к первоначальному характеру... (третий раздел). Тема, почти прозрачная, исчезает в ritenuto и fermato. Последний раз она проводится печально, но словно бы с надеждой… В гармонии сложные по составу аккорды сменяются более простыми. Таким сопоставлением, «идеализирующим» простоту, композитор передаёт сложный комплекс сменяющих друг друга чувств.

Эта пьеса – интересный пример решения кульминации в форме и особого ладогармонического строя всей пьесы.

В миниатюре «Ветер принёс издалёка» использован интересный фактурный приём, можно сказать, что этот приём изобразительный: на протяжении всей пьесы в нижнем голосе – непрерывные восьмые, которые создают эффект движения.

В этом сочинении свой, особый круг эмоций. Их можно обозначить как пребывание в одном состоянии, как какое-то блуждание, кружение в едином спектре чувств. Но это не просто созерцание природы в ветреную погоду. Созданная такими средствами монологичность передаёт здесь внутреннюю динамику.

Детские пьесы с образными названиями также очень интересны с точки зрения содержательной. Эти сочинения, посвящённые внукам, композитор назвал: «Сказочка», «Ладушки-ладушки» (игра – «пестушка»), «Шествие», «Маленькая балерина» и т. п. Многим из них присуща картинность, или даже сюжетность.

Например, пьеса «Сказочка» (или «Вальс») демонстрирует сочетание жанровости и сюжетной программности. По размерам пьеса совсем невелика, но очень изобретательна. Диссонирующие острые секунды (малые) приобретают значение лейтинтервалов, пронизывающих всю миниатюру и создающих чисто психологический приём – изображение чего-либо игрушечного, неуклюжего, настораживающего и чуть-чуть пугающего. Они звучат в конце каждой фразы, удаляясь в нижний регистр. Вместе с тем, «Сказочка» звучит иронично, как бы с насмешкой, гротескно.

От вальса здесь присутствует размер 3/4, но структура пьесы неквадратная, есть смена метрики, а прерывание плавности мелодии в некоторых местах привносит элемент скерцозности.

Другим примером своеобразного «стирания границ» между программностью и жанровостью является «Шествие», или «Марш лесной нечисти». В этом произведении интересно использован лейтаккорд. Им здесь становится первый аккорд второго такта (вариант доминанты с расщеплённой квинтой). Вообще нужно сказать, что все диссонирующие созвучия и сложные гармонические сопоставления в этом произведении не случайны, и являются элементами его индивидуальной гармонической системы. Вместе с тем, постоянное и многократное повторение одного созвучия создает впечатление своеобразных «вариаций на один аккорд».

Образы «нечисти» в этом сочинении создается также благодаря особым ритмоформулам. Вся пьеса построена на двух поочерёдно меняющихся элементах. Первый элемент – нисходящий, второй – волнообразно восходящий. Оба элемента вариантно развиваются внутри динамичной трёхчастной формы.

В фортепианной музыке Фёдора Петровича Веселкова присутствует живое ощущение специфики инструмента при тонком использовании красочных нюансов в пределах его тембровых возможностей. Как правило, его фортепианное письмо характеризуется господством мелодического начала, преобладанием горизонтали над вертикалью. Полифонические элементы зачастую обогащают гармоническую выразительность музыки. В фактуре порой можно обнаружить также приём скрытого многоголосия.

Автор часто присоединяет к мелодии выдержанные звуки или подголоски, лёгкий фигурационный орнамент, а остинатность иногда перерождается в непрерывное ритмическое движение сопровождения.

Амплитуда динамической нюансировки колеблется преимущественно в пределах от pp до p, обычно с небольшими, но гибкими, чутко «дышащими» crescendi и diminuendi. Forte появляется лишь ненадолго, большей частью в тщательно подготовленных кульминациях; оттенок ff – редкий гость в музыке Фёдора Петровича, и появляется (как и f) лишь на краткий миг. Можно сказать, что фортепианному творчеству Веселкова присущи мягкость, тонкая поэтичность, светлая жизнерадостность.

Ведущее значение мелодического начала, прозрачность музыкальной ткани, сдержанная динамика, яркое, но в тоже время всегда очень понятное ладогармоническое наполнение – вот главные особенности фортепианного стиля Фёдора Петровича Веселкова.

Многие сочинения Фёдора Веселкова (и не только фортепианные) программны, но, тем не менее, сам Фёдор Петрович никогда не навязывал слушателям свою программу и порой скрывал её. Практически все его фортепианные миниатюры имеют названия, но он с лёгкостью мог их убрать, и попросить вас самих придумать название – такое не раз бывало.

Фёдор Петрович как композитор тяготеет к благородной русской традиции, связанной с утверждением положительного начала, с воспеванием возвышенных человеческих чувств, красоты природы, духовной чистоты. Поэтому так близки композитору созерцательные, исполненные очарования и покоя пасторальные образы.

Фёдор Петрович не относился к числу реформаторов, композиторов, революционизирующих музыкальный язык, но в его произведениях всегда слышится авторская индивидуальность, звучит ярко очерченное художническое «я». Музыка Веселкова в хорошем смысле слова традиционна, но никогда не воспринимается старомодной. Она проста и, одновременно, самобытна.

В его творчестве присутствует гармоническая ясность изложения, романтическая приподнятость и поэтичность, ощущение красоты родной природы. Он акцентирует состояния мечтательности, одухотворённости и эмоционального подъёма. Во всём этом Фёдор Петрович являет собой тип композитора-лирика. Но лирическая палитра его музыки особого рода. Ей чужды трагические коллизии, обострённая конфликтность. В атмосфере элегической нежности, застенчивых, скромных, но всегда благородных, по преимуществу светлых и радостных чувств, композитор создавал свои поэтические образы.

Музыка Фёдора Петровича является как бы лирическим созерцанием самой действительности, её радостей и красот.

В его произведениях мы никогда не встретим чрезмерности масштабов. Композитор тонко чувствует, в каких временных рамках его лирические зарисовки не утеряют своей свежести и аромата, и стремится к сжатости, лаконичности. Мастерство композитора-новеллиста проявляется и в его инструментальных миниатюрах, и в вокальных сочинениях, и даже в оркестровых композициях, которых написано им совсем немного. В желании передать тонкие оттенки душевности, еле уловимые нюансы лирического созерцания, Фёдор Петрович уделяет большое внимание каждой художественной детали, мельчайшим «клеточкам» музыкальной ткани. Каждая интонация, аккорд, изгиб мелодической линии, фраза, особенность фактуры, вплоть до отдельных звуков, – всё тончайшим образом осмысливается, приобретая своё определенное поэтическое назначение.

Есть ещё одна черта, без которой невозможно представить себе музыку Фёдора Петровича Веселкова: она всегда теснейшим образом связана с фольклором, но прямое цитирование – о чём уже говорилось – в ней встречается достаточно редко. Он стремится к воплощению чувств, простых и понятных каждому, к лирике столь же объективной, сколь объективна она в народной песне. Создавая «лирическую окраску» и проявляя тяготение к камерности, к экономии художественных средств. Фёдор Петрович говорит в своей музыке обо всём негромко и спокойно.

Творческая деятельность Веселкова не прекращалась до последних дней его жизни. Он до самой свой кончины продолжал сочинять музыку, звучащую сегодня во многих концертных залах, в исполнении многих творческих коллективов.

Его произведения исполняют артисты театра оперы и балета, филармонии, студенты и преподаватели академии музыки и театра. Среди них: заслуженные артистки России Наталья Соколова и Вера Баулина, певицы Анна Киселёва, Светлана Бедринец, Светлана Ткачик, Ольга и Вячеслав Нечипуренко. Его собственные ученики – композитор, доцент кафедры Теории музыки и композиции Владимир Пономарёв и пианист, профессор, заслуженный артист России Евгений Лаук пропагандируют его сочинения, готовят к изданию сборники с его музыкой и знакомят с ними своих студентов. Хоровая музыка Фёдора Веселкова исполняется самыми разными коллективами: камерным хором «Тебе поемъ» (рук. профессор Константин Якобсон), ансамблем «Мелодия» (рук. Людмила Русина), хором Красноярского педагогического колледжа им. Горького (рук. Галина Козырева), хором Красноярского Свято-Троицкого собора (рук. Владимир Пономарёв) и многими другими коллективами, а также коллективами других городов и стран. Сочинения Фёдора Петровича Веселкова заняли достойное место в сибирской профессиональной музыке, а его многогранный вклад в культуру Красноярска и Сибири в целом ещё до конца не осознан и не оценён.

 

СПИСОК ЗАКОНЧЕННЫХ СОЧИНЕНИЙ Ф. П. ВЕСЕЛКОВА2

Вокальная и хоровая музыка:

1. «Енисей» (Кручинин-Калашников)

2. «В заречной долине» (А. Прокофьев)

3. «По заречной стороне» (А. Прокофьев)

4. «Снова в сердце, как струны…» (А. Прокофьев)

5. «Потеряла перстенёк» (А. Прокофьев)

6. «Цвела черёмуха» (А. Прокофьев)

7. «За рекою» (А. Прокофьев)

8. «Ясень» (А. Прокофьев)

9. «Баллада» (А. Прокофьев)

10. «Тихий вечер» (А. Прокофьев)

11. «Возвращение», кантата (А. Прокофьев)

12. «С добрым утром» (А. Прокофьев)

13. «Восходят рассветы» (М. Геттуев)

14. «Россия» (В. Боков)

15. «Шагал солдат» (А. Грицунов)

16. «Енисей – река моя родная» (А. Грицунов)

17. «Как, высший, горды мы за тебя» (А. Грицунов)

18. «Кукушка» (Д. Кедрин)

19. «Мы – народ страны советов» (О. Ковязина)

20. «У окошечка я сидела» (сл. народные)

21. «Соловейка в клетке» (сл. народные)

22. «Вскочил козёл в огород» (обработка нар. песни)

23. «У ключа» (обработка нар. песни)

24. «Шла паня» (обработка нар. песни)

25. «Енисей-Богатырь» (И. Рождественский)

26. «Встреча Ангары с Енисеем» (И. Рождественский)

27. «Краса родного края» (И. Рождественский)

28. «Лишь только взберёшься на Думную гору…» (И. Рождественский)

29. «До руки твоей…» (И. Рождественский)

30. «Слышу ли» (И. Рождественский)

31. «Россия» (И. Рождественский)

32. «Песня казачки» (И. Сельвинский)

33. «Прощай, моя голубка» (С. Есенин)

34. «В тихом шелесте осоки» (С. Есенин)

35. «Песенка» (Коваленков)

36. «Какой листопад на свете» (С. Щипачёв)

37. «Мне кажется порой» (С. Щипачёв)

38. «Люблю я…» (С. Щипачёв)

39. «Колыбельная» (Ф. Веселков)

40. «Хакасская народная песня» (Ф. Веселков)

41. «Помнит солдат» (Ф. Веселков)

42. «Жарки» (Ф. Веселков)

43. «Памятник» (Ф. Веселков)

44. «Ой, дорог на свете много» (Ф. Веселков)

45. «Соболиный мой край» (А. Яльмаров)

46. «Горят высоко путеводные звёзды…» («Я дома») (К. Лисовский)

47. «Стучат колёса» (В. Прохватилов)

48. «Романс» (Т. Лихоталь)

49. «Как стебли строки» (И. Новиков)

50. «Колыбельная» (М. Левашов)

51. «Я сын Енисея» (А. Грицунов)

52. «Тройка» (И. Измайловский)

53. «Его зарыли в шар земной» (С. Орлов)

Сочинения кантатно-ораториального жанра

«Возвращение», кантата для солистов, хора и симфонического оркестра в 5 частях на стихи А. Прокофьева

Духовная музыка

1. «Тропарь св. мученицы Параскевы»

2. «Аллилуйя»

3. «Свете Тихий»

4. «Во царствии Твоем»

5. «Шестопсалмие»

6. «Хвалите имя Господне»

Детские песни

1. «С собой в дорогу песенку» (М. Левашов)

2. «Ходил гусь» (М. Левашов)

3. «Юные моряки» (М. Левашов)

4. «Туру-туру» (М. Левашов)

5. «Колыбельная» (М. Левашов)

Фортепианная музыка

1. «Прелюдия»

2. «Полифоническая пьеса»

3. «Гавот»

4. «Рассказ»

5. «Экспромт»

6. «Вариации на тему сибирской песни»

7. «Мелодия»

8. «Танец»

9. «Сказ»

10. «Прелюдия»

11. «В островах охотник»

12. «Рассказ»

13. «Вальс»

14. «Скерцо» (к кукольному спектаклю)

15. «Ноктюрн»

16. «Экспромт»

17. «Шествие» («Марш лесной нечисти»)

18. «Сказочка» («Вальс»)

19. «Сказ»

20. «Ладушки-ладушки» («Песня»)

21. «Элегия» (для фортепиано и струнных)

22. «Маленькая балерина»

23. «Наигрыш»

24. «Мелодия»

25. «Вариации»

26. «Поэтическое мгновение»

27. «Монолог»

28. «Воспоминание»

29. «В некотором царстве»

30. «Вальс»

31. «Песня»

32. «Ветер принёс издалёка»

33. «Скоморохи»

Камерно-инструментальная музыка:

1. «Элегия» для скрипки и фортепиано

2. «Вальс» для скрипки и фортепиано

3. «Экспромт» для виолончели и фортепиано

4. «Фантазия» для баяна

Музыка к театральным постановкам

Для драматического театра

1. «Ироничная история» (А. Арбузов)

2. «Песнь о черноморцах» (Б. Лаврентьев)

3. «Гонцы весны» (И. Кычаков)

4. «Кремлёвские куранты» (Б. Погодин)

Для кукольного театра

1. «Цветок жизни» (А. Правдин)

2. «Сокровище медной горы» (П. Бажов)

3. «Иван-царевич и серый волк» (А. Бычков)

Оркестровые произведения

1. Сюита (три пьесы) для большого симфонического оркестра

2. «Элегия» для струнного оркестра

3. «Концертино» для оркестра русских народных инструментов

 

ПРИМЕЧАНИЯ

* На момент написания статьи О. В. Авдеева – студентка 4-го курса музыковедческого отделения Красноярского училища искусств. — Ред.

1 Фролов М. П. (1892-1944) родился в г. Бобруйске. Композитор, пианист, педагог, ученик Ф. Блуменфельда (фортепиано) и Р. Глиэра (композиция). При его активном участии, в 1934 году и была основана консерватория в Свердловске. С 1943 г. Фролов её директор. С 1935 – заведующий кафедрой теории музыки и композиции. С 1939 – профессор. Один из первых уральских композиторов.

2 Список составлен О. В. Авдеевой и уточнён В. В. Пономарёвым.

 

© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2011-2012