АМС


ТИТУЛ КАРТА САЙТА СТАТЬИ НАШИ ФАЙЛЫ СПРАВКИ

И. В. БЕЛОНОСОВА

МУЗЫКА В ЗОНЕ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ…

© И. Белоносова, 2012

На одном из сайтов, посвящённом узникам сталинских лагерей, размещена статья Якова Немцова «Я давно уже умер. Композиторы в ГУЛаге: Всеволод Задерацкий и Александр Веприк». В ней автор с горечью отмечает отсутствие в отечественном музыковедении серьёзных исследований о музыкантах, особенно композиторах, павших жертвами сталинизма. Я. Немцов приводит факты из биографий М. Вейнберга, А. Мосолова, М. Носырева, Э. Рознера, В. Микошо, М. Павлова-Азанчеева, Киркова (инициалы неизвестны – молодой композитор, арестованный в 1937 г.). Самым подробным образом рассматривает он не только биографии, но и творчество композиторов А. Веприка и В. Задерацкого [20].

Все перечисленные музыканты – композиторы, которые находились в различных лагерях, географически удалённых друг от друга: Волголаге в Ярославской области, в Воркуте, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Магадане.

В предлагаемой статье речь пойдёт о музыкантах, находившихся в заключении на территории Таймыра – в Норильлаге.

История освоения Таймырского полуострова свидетельствуют о том, что долгое время из-за трудностей транспортного сообщения этот район Заполярья был отстранён от участия в экономической и культурной жизни не только основной, центральной части страны, но и Сибири в целом [14; 6]. На его территории расположен один город – Норильск. Он входит в пятёрку самых северных городов мира с численностью населения более 100 тыс. человек.1 Статус города Норильск получил 15 июля 1953 г.

Фактически его история может быть разделена на два периода: 1) с 1935 по 1956 г.; 2) с 1956 по настоящее время. До 1935 г. на месте будущего города производились геологоразведочные работы. Первый дом в Норильске был построен в 1921 г. экспедицией Н. Н. Урванцева.2 Население первого поселения более 10 лет составляли геологи и шахтёры. В 1935 г. поселок Норильск становится центром Норильлага, охватывающего территорию, которая считалась закрытой, поскольку здесь располагались «стратегически важные объекты» – медно-никелевые и платиновые рудники.

Культура города привлекла к себе внимание краеведов только в конце 1980-х – начале 90-х гг. Причина этому – открывшиеся факты о созданном в годы сталинских репрессий Норильлаге, где содержалось огромное количество заключённых,3 среди которых было немало выдающихся деятелей науки и искусства – писателей, актёров, учёных. Вот имена некоторых из них: народный артист РФ Г. Жжёнов, сын Н. Гумилёва и А. Ахматовой учёный-историк Л. Н. Гумилёв, композитор, автор песни «Взвейтесь кострами» С. Ф. Кайдан-Дешкин [2; 3; 4; 5; 9; 18].

С большой оговоркой можно говорить о музыкальной жизни на той территории, которую занимал Норильлаг, поскольку она протекала в условиях несвободы. Но поиск информации о людях, выступления которых помогали выжить остальным заключённым, безусловно, необходим. Только таким образом можно сохранить память о музыкантах, попавших в условия ГУЛага. Усилиями репрессированных музыкантов была создана база для формирования в городе культурного «слоя» слушателей, любителей музыки и стало возможным преобразование Норильска из «города-лагеря» в крупнейший культурный центр Сибири.

По документам, хранящимся в архивах Музея истории освоения и развития Норильского промышленного района, можно выявить имена заключённых, до ареста работавших в сфере культуры и искусства:

Куратов Н. — до ареста был заместителем Директора Эрмитажа.

Бенуа О. Е. — художница, сестра художника М. Добужинского, эмигрировавшего за границу.

Дягилев С. В. — виолончелист, дирижёр, племянник С. П. Дягилева.4

Васнецов В. М. — внук великого русского художника.

Иогельсон В. — режиссёр ленинградского театра комедии.

Бакланов Г. Ф. — художник, 1900 г. рождения, учился в петербургской Академии художеств.5

Топилин В. — пианист, участник международных конкурсов, аккомпаниатор одного из ведущих скрипачей страны Давида Ойстраха.

Шварцбург А. — пианист, закончивший Высшую музыкальную школу.

Жжёнов Г. С. — актёр, в будущем Народный артист.

Воронцова Л. — артистка драматической студии при Выборгском Дворце культуры.

Жеромская Н. — актриса, окончила в Петрограде театральное училище в 1918 г.

Эфрон А. С. — дочь Сергея Эфрона и Марины Цветаевой.

Зеленков Д. В. — театральный художник из семьи художников Лансере (по отцу) и Бенуа (по матери).6 Работал в Александринском и Мариинском театрах в Ленинграде.

Гумилёв Л. Н. — сын великих русских поэтов А. Ахматовой и Н. Гумилёва.

Первым профессиональным композитором Норильска можно считать С. Ф. Кайдан-Дешкина, с именем которого связано постепенное формирование своеобразного «ядра» музыкальной культуры из музыкантов с высшим образованием.7

Кайдан-Дешкин в Норильске и до ареста
С. Ф. Кайдан-Дешкин
слева — в Норильске
справа — до ареста

Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин (1901-1972) – пианист, композитор, родился в Вильнюсе. Затем жил в Москве. Был арестован незадолго до окончания музыкального училища им. Гнесиных – в августе 1930 г. В январе 1932 г. его осудили и приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Возможно, арест был результатом доноса, поскольку к этому времени Кайдан-Дешкин уже состоялся как композитор, особо проявив свои способности в вокальном жанре. Основные его сочинения того периода – романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Блока, Щипачёва, Алигер. Но настоящим шедевром, шлягером тех лет стала популярнейшая песня на стихи С. Жарова «Взвейтесь кострами, синие ночи». Созданная в 1922 г. по заказу ЦК комсомола она стала гимном советской пионерии.

В Норильск Кайдан-Дешкин прибыл из Вятки в октябре 1936 г. и с января 1937 г. до 1940 г. руководил оркестром из 30 человек в клубе, расположенном на территории так называемого «второго лагерного отделения». К этому времени (в 1936-37 гг.) после установления санного пути из Дудинки был доставлен «культурный инвентарь». К концу 1937 г. в клубе действовала кинопередвижка, были организованы культурные бригады. В конце 1930-х гг. в оркестре под управлением Кайдан-Дешкина, звучали, кроме духовых, виолончель (С. В. Дягилев), клавишные (В. Н. Сафронова) и скрипка (Тихомиров).

По воспоминаниям В. Бабичева, лично знавшего Кайдан-Дешкина, можно судить о профессиональных и человеческих качествах композитора: «Оркестру нужен был трубач, и когда Сергей Фёдорович узнал о том, что я играю на трубе, он тут же прослушал меня и добился через НКВД, чтобы меня допустили играть в оркестр, хотя политических к ним не брали» [7, с. 62-63]. Кайдан-Дешкин не только руководил оркестром, но всегда заступался за своих музыкантов, хотя сам находился в более тяжёлом положении, чем они. «Благодаря своему мягкому характеру, благожелательному отношению к людям он был в хороших отношениях со всеми. Все члены нашего коллектива его любили, его отсутствие как-то сразу замечалось» [17].

Оркестр играл на различных мероприятиях, отношения между оркестрантами и руководителем были очень дружеские, о чем свидетельствует следующий факт. Однажды ночью Кайдан-Дешкина забрали с вещами и увезли в Норильск-2, который в этот период был «расстрельным лагерем», откуда, как правило, никто не возвращался.8 На следующий день должно было состояться важное мероприятие с обязательным участием оркестра. Рискуя своей жизнью, все музыканты, среди которых не было ни одного «политического», отказались играть без своего руководителя. Угрозы не помогали. Тогда начальство было вынуждено вернуть дирижёра. Из Норильска-2 Кайдан-Дешкина доставили совершенно седым.

Деятельность Кайдан-Дешкина была многообразна. В первую очередь, он стремился изменить репертуар оркестра, по преимуществу ориентированный на лёгкую музыку, в сторону исполнения классических произведений. Этому способствовало прибытие в 1939 г. профессиональных музыкантов, таких как С. В. Дягилев и В. Шписс.

Кайдан-Дешкин продолжал сочинять новые песни и романсы, среди которых особой популярностью пользовалась песня «Брат полярных морей» на стихи В. Фролова. Часто ею открывались танцевальные вечера.

Вместе с Кайдан-Дешкиным в организации оркестра принимал активное участие Сергей Валентинович Дягилев (1911-1967). Он был арестован в апреле 1937 г. по обвинению в шпионаже в период сочинения им симфонии «Наказание».9

С 1939 г. С. В. Дягилев после зачисления его в оркестр, помогал Кайдан-Дешкину, переписывая партии для оркестрантов. По воспоминаниям В. Шписса «Дягилев был высок, строен, худощав. Похож на Бунина» [17].

Работа профессиональных музыкантов и актеров значительно повышала уровень исполнения самодеятельных в своей сути коллективов. По данным архивных документов, относящихся к 1940 г., известно, что от лица руководства в очередной раз была «объявлена благодарность кружку самодеятельности 2-го лаготделения – драматическому, оркестру джазовому и струнному». В перечне не упоминаются фамилии музыкантов и актеров, но можно установить количество участников: «драматический кружок – 24 человека, джазовый оркестр – 19 человек, струнный оркестр – 10 человек» [16].

После освобождения Кайдан-Дешкина в 1940 г. место руководителя оркестра 2-го лагерного отделения занял скрипач Тихомиров, более склонный к исполнению джазовой музыки. Но деятельность С. В. Дягилева – дирижёра и композитора, виолончелиста из Ленинграда способствовала изменению репертуара коллектива. Он часто и с удовольствием делал переложения оперных арий и классических романсов. Осуществить свое намерение по созданию оркестра, в репертуаре которого были бы только классические сочинения, С. В. Дягилеву удалось лишь после освобождения из лагеря.

Таким образом, благодаря деятельности С. В. Дягилева и С. Ф. Кайдан-Дешкина к началу 1940-х гг. в условиях Норильлага складываются определённые традиции в сфере инструментального оркестрового исполнительства.

Необходимо учесть тот факт, что среди любителей оркестровой музыки могли быть руководители строительства комбината в Норильске. Присутствие на концертах такой аудитории диктовало свои условия и не могло не быть ещё одним дополнительным «стимулом» к исполнению классической музыки.

Самый значительный вклад в развитие Норильска внёс Авраамий Павлович Завенягин, который за короткий срок – 3 года (1938-1941 гг.) – не только заложил основы Норильского комбината и современного «Норильского никеля», но и сделал первые шаги в градостроительстве на Крайнем Севере. В. А. Завенягин был уникальной личностью. Занимая руководящие посты на различных стройках, где в основном работали заключённые, он никогда не забывал об устройстве их труда и быта. В Норильске при нём начали строить детские сады, культурные учреждения.

В 1941 г. внутри лагеря был открыт Заполярный драматический театр, на старых афишах которых значится: «Зав. музыкальной частью С. Ф. Кайдан-Дешкин». Кроме того, композитор был музыкальным руководителем в театре им. В. Н. Пашенной в Игарке (основан в 1936 г.).

С момента открытия театра в Норильске регулярно проводились театральные фестивали. Уровень постановок и профессионализм актеров были очень высоки. О декорациях, костюмах того времени ходят легенды. Норильский театр был первым в стране, где ставили пьесы В. Маяковского.10

В 1942 г. начинает работу ещё один крупный культурный центр Норильска, тогда молодого, отстраивающегося по проекту ленинградских учёных-архитекторов, поселка – Дом инженерно-технических работников (ДИТР). Он располагался вне территории лагеря. ДИТР стал своеобразным «центром притяжения» для жителей, поскольку в нём работали различные студии, был свой оркестр. Активизация культурной жизни была связана также с открытием в 1942 г. первой в Норильске школы. Преподавали в ней профессора, не имеющие права выехать из города. Они занимались не только образованием своих подопечных, но и их культурным развитием. Перед школьниками в ДИТРе регулярно выступали актёры, которых привозили под конвоем. Профессорский состав педагогического коллектива школы, а затем металлургического техникума представлял собой уникальное явление.

Оркестр в ДИТРе был эстрадный, состоял в основном из представителей Прибалтики. Руководил им Я. И. Конт. Обновление репертуара оркестра происходило своеобразно. В составе оркестра был один радиолюбитель – ударник Альфонс Лопатинский и ему удавалось настроить радиоприемник на волну «Голоса Америки». По ночам все слушали музыкальные новинки фронтовых лет. Несколько человек по строчке записывали текст, а мелодии запоминал Кайдан-Дешкин. Затем он же готовил аранжировки и оркестровал прослушанные мелодии.

ДИТР становится первой концертной площадкой Норильска. Здесь выступал оркестр, который организовал С. В. Дягилев. Он состоял из 20 музыкантов. «Как сейчас вижу перед собой Сергея Валентиновича во фраке, дирижирующего Второй симфонией Чайковского. Он дирижировал с таким воодушевлением, что заражал им всех оркестрантов». Кроме этого норильчане смогли услышать Andante Чайковского из 5 симфонии (в виду отсутствия валторниста партию валторны Дягилев передал тромбону). Концерт прошёл с успехом, и публика многократно вызывала Дягилева «на поклон» [17].

В 1942 г. в Норильск в полном составе из Средней Азии была доставлена львовская хоровая капелла (8 человек) под руководством Дрегана: тенор Дацко, бас Мачульский, баритон (бывший кантор) Бхария, почти не знавший русского языка. Пел коллектив очень хорошо, всегда вызывая бурную реакцию у слушателей. Удалось установить даты рождения только двух музыкантов капеллы. Так, Владимир Владимирович Жирко родился в 1914 г., а Михаил Иванович Дацко – в 1916 г. Оба находились в Норильске до 1949 г.

К 1945 г. коллективами самодеятельности, каждым из которых всегда руководили профессиональные музыканты или актёры из Москвы, Ленинграда, крупных городов союзных республик, были подготовлены концерт-водевиль «С теплым ветром» и спектакль «Без вины виноватые», произведения Римского-Корсакова, Бородина, оперетта «Наталка Полтавка».

Во второй половине 1940-х гг. в Норильске начинает активно внедряться практика исполнения вокально-хоровых сочинений, чему способствовала деятельность с 1946 г. дирижёра Киевского оперного театра Ивана Осиповича Корниенко. Как свидетельствуют документы, под его руководством студенты металлургического техникума исполняли четырёхголосные хоровые произведения.

За 1945 г. норильским и дудинским клубами было дано 18 спектаклей, 71 концерт, 78 вечеров отдыха. По этим цифрам можно судить, какое значительное место в данных мероприятиях занимала музыка, музыкальные коллективы и исполнители. В трудных условиях проводились и такие типичные для советского времени мероприятия, как олимпиады и фестивали. Из отчёта за 1945 г. можно узнать: «Коллектив художественной самодеятельности 10-го лаготделения готовится к общелагерной олимпиаде художественной самодеятельности. Готовятся вокалисты, оркестр (под управлением Августовича), драмколлектив, хор (под управлением Эйхе). <…> Во 2-м лаготделении в драмкружке, джазе, духовом оркестре и хоре к олимпиаде готовится около 100 человек…».

И дальше: «По решению жюри первые места в олимпиаде заняли 1-е и 9-е отделения (премии по 1000 рублей каждому). Коллектив художественной самодеятельности 4-го отделения получил премию 1000 рублей и звание лучшего музыкально-эстрадного коллектива Норильлага. Драмколлективу 3-го отделения присуждена премия 500 рублей и звание лучшего драмколлектива Норильлага. Выдано 10 печатных грамот отдельным коллективам – духовым, струнным, джазовым и др., премированы лучшие исполнители (Чупраков, Янукович, Золотов, Семков, Эйхе, Кальке, Цицер)». Об этом извещала газета «Металл Родине» от 23 июня 1945 г.

А вот сообщение в газете «Металл фронту» от 14 апреля 1945 г.:

«Из радиостудии КВЧ 2-го лаготделения передавался 5-й концерт камерной музыки. В нём приняли участие: П. В. Тихомиров (скрипач), Тимаков (виолончель) и В. Н. Сафронова (пианино). Бригадники с удовольствием прослушали передачу».

Концентрация музыкально-театральных сил в Норильске была связана с прибытием из Игарки в 1950 г. ансамбля культурно-воспитательного отдела (КВО) Игарского театра музыкальной комедии, которым руководил П. И. Раннев. В период с 1940 по 1943 г. был музыкальным руководителем театра и в преподавал в Игарском педагогическом училище народов Севера (открыто в 1936 г.) композитор Кайдан-Дешкин [13]. Из документов следует, что в репертуар труппы входили «Голубая мазурка» Ф. Легара, «Цыганский барон» И. Штрауса, «Холопка» Н. Стрельника, «Раскинулось море широко» Н. Г. Минха, «Одиннадцать неизвестных» Н. Богословского, «Двенадцать месяцев» В. Баскина, «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского, «Наталка-Полтавка» Н. Лысенко, «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, сцены из «Лебединого озера» П. И. Чайковского и «Русалки» А. Даргомыжского. Театральная труппа Игарки насчитывала 106 человек, среди которых были актёры, оркестранты, балетная труппа, костюмеры, художники и рабочие сцены.

Многие годы спустя, исследователи биографии И. М. Смоктуновского не случайно будут отмечать роль «норильского» периода в его жизни с 1947 по 1951 г. Тогда ещё начинающий актер И. Смоктуновский стал единственным «свободным» актёром труппы, состоявшей из 8 актёрских семей. В эти годы в Заполярном театре работали Георгий Жжёнов, княгиня Эда Юрьевна Урусова с мужем Александром Павловичем, актёры Константин Никаноров, Всеволод Лукьянов, Николай Рытьков.11

Судьба многих музыкантов, прошедших заключение в Норильске, остается до сих пор неизвестной. Проследить до последних дней удалось только жизненный путь Кайдан-Дешкина. До 1959 г. он жил в Сибири и работал «в Красноярском краевом музыкальном училище им. 20-летия Ленинского комсомола, преподавал в Кызыльском педагогическом 12 и Новосибирском музыкальном училищах и ДМШ г. Прокопьевска Кемеровской области. Преподавательскую деятельность композитор сочетал с работой в Норильском Заполярном, Красноярском краевом драматическом театрах. В 1959 г. переезжает в Великие Луки, где работает зав. музыкальной частью драматического театра» [10].

В 1956 г. Норильск обретает не только статус города, но и становится «открытым» для культурных контактов. Созданная репрессированными музыкантами, актёрами за короткий срок – всего два десятилетия – культурная среда становится той почвой, которая позволила городу в кратчайший срок занять достойное место среди городов Сибири.

Успехи, достигнутые в экономическом, социокультурном развитии Норильска удивляют всех, кто знакомится с его историей. «В Канаде есть несколько поселений, расположенных на Дальнем Севере, но ни одно из них не может сравниться с Норильском. То, что Вам удалось совершить здесь, в суровейших географических и климатических условиях, в зоне вечной мерзлоты, несомненно, стало одним из современных чудес света» – так сказал о Норильске Пьер Элиот Трюдо, премьер-министр Канады [1].

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1 Будникова Л. В. Заполярный театр драмы в истории художественной культуры региона // http://festival.1september.ru.

2 Вачаева В. Лагерь он называл Голгофой // Заполярный вестник. 2002, 30 сент. № 184 (1725).

3 Вачаева В. Судьба «Резидента» // Заполярный вестник. 2005, 17 дек. № 238 (2530).

4 Даниленко И. Памяти Георгия // Заполярный вестник. 2005, 17 дек. № 238 (2530).

5 Даниленко И. Яблоки памяти // Заполярный вестник. 2005, 2 нояб. № 203 (2495).

6 Денисов В. В. Хронология Таймыра: Хронология исторических событий генезиса Таймыра и Норильского района / авт.-сост. В. В. Денисов, ред. С. А. Стрючков, Л. Н. Стрючкова. — Норильск, 2009. — 224 с.

7 Дзюбенко Н. С. Норильск стоит на костях человеческих: Письмо бывшего з/к Виталия Бабичева // О времени, о Норильске, о себе…: Воспоминания. Кн. 4 / ред.-сост. Г. И. Касабова. — М., 2003. — С. 60-71.

8 Земсков В. Н. Информация о ГУЛАГе (историко-социологический аспект) // Социологические исследования, № 6, 1991.

9 Макарова А. Довоенный Норильск // Заполярный вестник. 2002, 2 нояб. № 185 (1726).

10 Сизов А. Л. С. Ф. Кайдан-Дешкин // Справка из Великолукского филиала Госархива Псковской области (рукопись).

11 Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. — М., 1963.

12 Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. Т. 3. — М., 1990.

13 Таскин И. А мы любили его песни… // Красноярский рабочий. 2004, 5 авг.

14 Урванцев Н. Н. Норильск. — М., 1969.

15 Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен: Учебное пособие для музыковедов консерваторий. — М., 1990. — 260 с.

16 Художественная самодеятельность. Приказ № 362 от 17 июля 1940 г. // АНГМК оп. 99. д. 1. (рукопись).

17 Шписс В. Мои воспоминания о Сергее Валентиновиче Дягилеве // http://www.diaghilev.name.

18 Шикан А. В. Творчество норильского композитора В. И. Примака в контексте музыкальной культуры города: к вопросу о региональной специфике // Дипломная (квалификационная) работа. — 2011 — 136 с.

19 Щеглов-Норильский С. Вместите в себя весь мир // Заполярный вестник. – 2004, 12 март.

20 Яков Немцов. Я давно уже умер. Композиторы в ГУЛАГе: Всеволод Задерацкий и Александр Веприк // http:// shalamov.ru/authors/58.html.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Это такие города как Мурманск, норвежский Хаммерферст, Анкоридж на Аляске и столица финской Лапландии – Рованиеми.

2 Урванцев по праву считается первооткрывателем недр на Таймыре.

3 Статистические данные и социологический анализ системы лагерей содержится в первую очередь в работах историков и социологов [8]. Обращает на себя внимание тот факт, что история возникновения и становления Норильска как промышленного центра приходится хронологически на время сталинского режима. Хронологические рамки существования Норильлага по официальным данным составляют 21 год: с 25 июля 1935 г. по 22 августа 1956 г.

4 С. В. Дягилев окончил музыкальную студию Лилиной по классу виолончели у профессора Б. А. Струве. После ареста отца и высылки матери в 1927 г. остался вдвоём с братом Василием. В 1935 г. поступил на теоретический факульет Ленинградской консерватории. В 1936 г. женился на М. В. Степановой, но судьба сложилась так, что в апреле 1937 г. он был арестован, приговорён к расстрелу, заменённому на десять лет лагерей и последующую пожизненную ссылку с поражением в гражданских правах. Отбывал срок в Норильских лагерях. В 1945 г., когда в лагерях разрешили устраивать самостоятельные оркестры и спектакли, организовал симфонический оркестр из числа заключённых музыкантов-профессионалов; ставил оперные спектакли.
          В 1947 г. к нему в Норильск приезжает жена с дочерью Еленой, родившейся после ареста отца. В 1955 г. Сергей Валентинович с женой и уже двумя дочерьми (вторая дочь Мария родилась в Норильске в 1948 г.) переехал в Иркутск, где работал дирижёром в Театре музыкальной комедии. В 1957 г. был реабилитирован, в 1958 г. семья вернулась в Ленинград. В 1960 г., получив разрешение благодаря ходатайствам, он с отличием закончил Ленинградскую консерваторию. С. В. Дягилев преподавал в Музыкальном училище им. М. П. Мусоргского, а затем работал дирижёром симфонического оркестра при отделе музыкальных ансамблей Главного управления культуры Ленгорисполкома. Был знаком с Д. Д. Шостаковичем, М. В. Юдиной, Г. В. Свиридовым, отмечавшими его необычайную одарённость, глубокую музыкальную и общую культуру.

5 В Норильлаге работал художником в театре.

6 Д. В. Зеленков покончил жизнь самоубийством за 11 месяцев до окончания срока ссылки.

7 Музыканты с высшим образованием были поставлены в Норильске в экстремальные условия: основными центрами культуры были лагерные клубы, в которых функционировали разнообразные художественные коллективы (духовой оркестр, театральная труппа). Именно здесь реализовывалась творческая инициатива простых заключенных, и востребовались мастерство, знания и умения профессиональных музыкантов.

8 Обречённых заставляли рыть могилы, расстреливали их. Следующая партия закапывала убитых и рыла могилы для себя…

9 Эти сведения о С. В. Дягилеве опубликованы в дипломной работе студента Красноярского государственного педагогического университета Д. Полушина, который опирается в свою очередь на воспоминания музыканта В. Шписса. Кроме того, в начале 2010-х гг. были опубликованы биографические данные на сайте внука С. В. Дягилева (См. Примечание 4) [http://www.diaghilev.name].

10 С 1961 г. театр носит имя В. Маяковского.

11 Смоктуновский был занят в спектаклях «Любовь Яровая» Тренёва, «Мнимое равнодушие» Лопе де Вега и др. В 1951 г. по состоянию здоровья он уезжает из Норильска.

12 Кайдан-Дешкин жил в Кызыле с 1943 по 1956 г. [13].

 

© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2012