АМС


ТИТУЛ КАРТА САЙТА СТАТЬИ НАШИ ФАЙЛЫ СПРАВКИ

С. С. ГОНЧАРЕНКО

ЮРИЙ АЩЕПКОВ
СЕМИДЕСЯТИЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ

© С. Гончаренко, 2012

Юрий Ащепков

Жизнь и творчество российского композитора Юрия Евгеньевича Ащепкова неразрывно связана с Новосибирском. Здесь он получил начальное и среднее музыкальное образование, здесь в 1969 году был принят в Сибирскую организацию Союза композиторов России, с 1969 по 1991 год преподавал в Новосибирской консерватории. Вот уже половину столетия его музыка звучит в концертных залах города: в филармонических залах, в консерватории, музыкальном колледже им. А. Мурова, просветительских центрах, клубах. Неоднократно исполнялись его сочинения в других российских городах, в США, Франции, Канаде.

Ровесник Сибирской композиторской организации Юрий Ащепков родился в Новосибирске 18 июня 1942 года. В формировании его как творческой личности решающее значение имел отец – Евгений Андреевич Ащепков 1. Исследователь архитектуры, он был также живописцем и музыкантом: в 1931 г. окончил Томский музыкальный техникум, где занимался в одно время с будущими крупными деятелями сибирской музыкальной культуры, такими как певица, народная артистка СССР Л. Мясникова, композитор, народный артист А. Новиков. Оставив из-за болезни руки карьеру скрипача-виртуоза, он продолжал играть в оркестре, много музицировал дома. На его квартире устраивались квартетные собрания, на которых исполнялись квартеты Гайдна и Моцарта, 200 лет со дня рождения Бетховена были отмечены вечером из бетховенских скрипичных сонат. Е. А. Ащепков был знаком с педагогами консерватории, поддерживал дружеские отношения с ними.

Сын рос в атмосфере домашнего музицирования. Его окружали акварели отца, его книги о сибирском народном зодчестве, об архитектуре Китая, альбомы с репродукциями русских и зарубежных художников. С детства сформировались такие черты его творческой натуры как разнообразие художественных интересов, пиетет к народному творчеству, приверженность классическим традициям русской музыкальной культуры, а также его человеческие качества: интеллигентность, удивительная скромность, сочетающаяся с общительностью, пытливостью, жаждой познания нового.

Биография Ю. Е. Ащепкова не богата внешними событиями, но она полна напряжённой внутренней жизни, отмечена непрерывностью духовных поисков. При вынужденном ограничении в передвижении его отличает широта круга общения, в который входят композиторы, музыканты-исполнители, поэты, художники.

Юрий Ащепков – воспитанник московской композиторской школы. Его первый педагог Л. С. Агабалян, ученица известного московского композитора и педагога, профессора Н. И. Пейко 2. Направленная по распределению в Новосибирское музыкальное училище, она организовала в нём в начале 60-х годов композиторское отделение. По её рекомендации после досрочного окончания училищного курса в 1963 году Юрий Ащепков поступил в ГМПИ им. Гнесиных. Годы учёбы в Москве, занятия у выдающихся российских специалистов: Н. Пейко (композиция), Г. Литинского (полифония, инструментовка), К. Розеншильда (история музыки), Р. Берберов (анализ музыкальных произведений) дали основательную профессиональную подготовку. Общение с музыкантами Москвы и Ленинграда продолжалось и в 70-е – 80-е годы во время стажировок в Доме творчества композиторов в Иваново. Профессиональные контакты Ю. Ащепков поддерживал с крупнейшим современным российским композитором Э. Денисовым, получившим среднее специальное образование в Томске. Многолетняя человеческая и творческая дружба связывала его с известным московским композитором Д. Кривицким.

От традиций московской композиторской школы идут важные черты творчества Ащепкова:

— установка на преемственную связь с музыкальной классикой, прежде всего, с русской;

— лирическая образная сфера, стремление к общительности интонации;

— ведущее значение вокальных жанров и вокальной интонации, во всех произведениях;

— мелодия как главное выразительное средство, широта мелодического дыхания, протяжённость интонационного развёртывания мелодической линии.

Главными жанрами в творчестве Ащепкова (как и его московского профессора Н. И. Пейко) являются оркестровые, хоровые и камерные. Для творческой эволюции композитора характерна концентрация в каждое десятилетие на решении конкретных художественных задач. В тот же время вехи его творчества отражают этапы развития сибирской профессиональной музыки второй половины XX – начала XXI столетий. В 70-е годы – это композиторский фольклоризм, претворение в академических жанрах мелодико-ритмических богатств, заключенных в этнической музыке. Начало их освоения было положено в фортепианном цикле «10 пьес на темы песен и танцев Сибири» (1972) и продолжено в цикле «Три чукотских танца» для симфонического оркестра (1974). В сочинениях 1979 года «Рапсодии на карпатские темы» для симфонического оркестра и «Панораме» для смешанного хора на древнеиндийский текст композитор «выходит за пределы сибирского ареала». Три последних произведения отличает применение принципов «открытой формы», идущее от претворения закономерностей, характерных для этнических культур.

В следующее десятилетие, когда сибирские композиторы широким фронтом осваивают симфонические жанры, Ю. Ащепков создает один за другим четыре концерта: альтовый, два фортепианных и скрипичный. Все его оркестровые сочинения с успехом исполнялись Симфоническим оркестром новосибирской филармонии под управлением народного артиста СССР А. М. Каца, солировали известные музыканты: Е. Кержнер, Г. Пыстин, А. Шустин.

В 90-е годы – тяжелое время для всей российской культуры, основной сферой высказывания стали камерные жанры. Ащепков работает с ансамблями: Трио «Исток». Фортепианным дуэтом Г. Пыстин – И. Цыганков, вокальным ансамблем «Апельсинчик». В центре его внимания – вокальные жанры. Шедеврами сибирской вокальной лирики стали его романсы на стихи российских поэтов, 12 вокальных миниатюр Ave Maria. Неизменной популярностью пользуются его «Рэгтаймы» для фортепиано в 4 руки и струнного оркестра.

Основная тенденция в музыке композитора в последние десятилетия связана с неоромантизмом, с темой красоты и лирической темой любви. Значительной вехой не только в творчестве Ю. Ащепкова, но и в современной сибирской музыке стала его электронная композиция «Россия небесная» в 14 частях по картинам Л. Ключниковой 3. Национально-патриотическая идея воплощена в философской концепции и отражает духовные аспекты. Волшебный мир акварелей новосибирской художницы выражен в изображении хрустальных храмов. Удивительным образом они вызывают ассоциации с акварелями Е. А. Ащепкова, например, с его картиной, где изображена на взгорье у водоема Спасо-Ефросиньевская церковь (Полоцк, 1946). Композиция «Россия небесная» Л. Ключниковой – Ю. Ащепкова неоднократно была показана в Москве и Новосибирске.

В фоносфере города светлый, гармоничный, простой и одновременно изысканный мир музыки Юрия Евгеньевича Ащепкова – её нетленное духовное ядро.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ащепков Ю. Застывшая музыка // Проблемы историко-культурного наследия Сибири и Дальнего Востока. Материалы региональной науч. конф. Тезисы докладов. — Новосибирск: ИЦ Writetr, 1997. — С. 65-66.

2. Ащепков Ю. Письма Э. Денисова к Ю. Ащепкову // Сибирский музыкальный альманах. — 2000. — С. 264-266.

3. Ащепков Юрий Евгеньевич // Новосибирская консерватория: 50 лет. Энциклопедический словарь. — Новосибирск, 2006. — С. 15.

4. Ащепков Ю. Е. Как овладеть искусством сочинения музыки. Или пособие для ищущих истину // «Сибирский музыкальный альманах — 2004». — Новосибирск, 2007. — С. 214-225.

5. Белеет парус одинокий. 18 декабря 1999 года в концертном зале Краеведческого музея состоялся творческий вечер новосибирского композитора Ю. Е  Ащепкова. Беседовала И. Курнева // Копыто Пегаса. Газета СОСК (без номера) — 1997. — С. 2.

6. Гончаренко С. С. Ащепков Юрий Евгеньевич // Гончаренко С. С. Сибирская композиторская организация: 1942-2002. — Новосибирск, 2002. — С. 23-25.

7. Гончаренко С. С. // Новосибирск: энциклопедия. — 2003. — С. 53-54.

8. Гончаренко С. С. Творчество композиторов Новосибирска // Музыкальная культура Новосибирска. — Новосибирск, 2005. — С. 621.

9. Гончаренко С. С. Сибирская композиторская организация. Каталог творческих работ: 2003-2007. — Новосибирск, 2008. — С. 11-12.

10. Гончаренко С. С. В созвездии имен: развитие традиций А. П. Новикова в современной музыкальной культуре Новосибирска // Музыкальная культура города. — Новосибирск, 2011 (в печати).

11. Гусельников Ю. Новосибирцы. Юрий Ащепков: «Пусть после меня останется всего одна нота, но она должны быть лучшей» // Вечерний Новосибирск, 2 марта 2002.

12. Кладова И. П. Ю. Ащепков. «Ave Maria» – 12 вокальных миниатюр: к диалогичности мышления // Материалы науч.-теор. конф. «Проблемы современности в музыкознании и музыкальной критике». К 100-летию со дня рождения И. И. Соллертинского. — Новосибирск, 2007. — С. 219-226.

13. Кошелева М. «"Ave Maria", "Забытая скрипка" и многое другое…» // music-ashepckov.narod.ru

14. Музыкальная культура Сибири. — Новосибирск, 1997. — Т. 3, кн. 2. — С. 259-260.

15. Музыкальная культура Сибири. Учебник для учебных заведений среднего специального профессионального (музыкального) образования. — Новосибирск, 2006. — С. 337-338, 347, 357, 386, 387.

16. Штуден Л. Радостный вечер // Муз. акад. — 2008, № 1. — С. 90.

 

НОТНЫЕ ИЗДАНИЯ

 

1. Ащепков Ю. Андантино // Советские композиторы детям. Пьесы для фортепиано. Вып. 3. Старшие классы детской музыкальной школы. — М.: «Сов. композитор», 1973. — С. 61-64.

2. Ащепков Ю. Детская сюита // Фортепианные произведения композиторов Сибири. Педагогический репертуар музыкальных училищ. М.: «Сов. композитор», 1988. — С. 3-14.

3. Ащепков Ю. Дивертисменты для баяна. — Новосибирск: «Окарина», 2004.

4. Ащепков Ю. Концерт для фортепиано и флейты и струнного оркестра. — Новосибирск: «Окарина», 2009.

5. Ащепков Ю. Пять вальсов на темы Моцарта. — Новосибирск: «Окарина», 2007.

6. Ащепков Ю. Романсы на стихи русских поэтов. — Новосибирск: «Окарина», 2000.

7. Ащепков Ю. Шесть пьес // Педагогических репертуар музыкальных училищ. Для фортепиано. Пьесы советских композиторов. Вып. 6. — М.: «Музыка», 1980. — С. 56-64.

8. Ащепков Ю. Ave Maria. 12 вокальных миниатюр. — Новосибирск: «Окарина», 2000.

9. Ащепков Ю. Ave Maria. 12 вокальных миниатюр. 2-е изд. — Новосибирск: «Окарина», 2006.

10. Ащепков Ю. «Ragtimes» для двух фортепиано. — Новосибирск: «Окарина», 2002.

 

ДИСКИ

 

Аудиодиски: Ансамбль «Апельсинчик», «Сон наяву».

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Е. А. Ащепков (1907-1983) — выдающийся сибирский учёный, архитектор член-корреспондент Академии архитектуры СССР, доктор искусствоведения, профессор. См. Долнаков А. П. Сибирский архитектор Е. А. Ащепков. — Новосибирск: Наука, 1992. — 119 с.

Пейко Николай Иванович (1916-1995) — крупный композитор, автор восьми симфоний, кантатно-хоровых и камерных произведений был учеником Н. Я. Мясковского. Участвовал в строительстве музыкальной культуры в Якутии и Башкирии. Выдающийся педагог, он воспитал целую плеяду композиторов, среди которых С. Губайдуллина, А. Ларин, С. Кортес, А. Журбин, Э. Бойко, Е. Птичкин и другие.

Ключникова Лилия Ивановна родилась в 1934 г. в селе Васюган Томской области в семье учителей. Закончила историко-филологический факультет Томского государственного университета. Она – член Союза художников России, автор многочисленных картин, выставлявшихся в городах России, Украины, Индии.

 

© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2012