АМС


ТИТУЛ КАРТА САЙТА СТАТЬИ НАШИ ФАЙЛЫ СПРАВКИ

А. М. ЛЕСОВИЧЕНКО

О КОНЦЕПЦИИ КУРСА «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ»
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

© А. Лесовиченко, 2012

Региональный компонент учебных планов вузовского образования позволяет внедрять новые курсы, отражающие местную специфику музыкальной культуры. В частности, в большинстве музыкальных учебных заведений Сибири введён курс «Музыкальная культура Сибири», для которого создано немало учебных программ, методических материалов, учебников и пособий. Однако, утверждать, что этот курс окончательно «отстоялся» нельзя, поскольку он может строиться и по принципам курса истории музыки, и по принципам музыкальной литературы, его можно фактически сделать вариантом курса музыкального фольклора. На наш взгляд, наиболее целесообразным следует считать системный музыкально-культурный принцип, при котором отражаются не только музыкально-творческие процессы, но и деятельность музыкальных институтов. Рассмотрим схематически основные вопросы этого курса.

Музыкальная культура Сибири (далее – МКС) — совокупность различных форм музыкальной деятельности, а также их технического обеспечения, фиксации, распространения и осмысления на территории Сибири.

Древнейшие свидетельства МКС содержатся в археологических памятниках (образцы инструментов, петроглифы). Большой массив материала составляют артефакты музыкальной деятельности аборигенных народов региона. Среди них – архаичные фольклорные формы интонирования жителей тундровой и лесотундровой зон (ненцы, долганы, эвены, эвенки, ханты, манси, селькупы и др.), где встречаются исчезнувшие в других местах способы вокализирования, простейшие ладовые структуры и инструменты.

Самобытна музыкальная культура саха-якутов, относительно недавно (по этнологическим меркам) переселившимся с юга региона в тундровую зону.

Большим своеобразием отличается музыкальная культура горных народов юга Сибири (алтайцы-ойроты, хакасы, шорцы, тувинцы, тофалары и др.), где сохранились развитые формы горлового пения, присутствует богатый, разнообразный инструментарий.

Глубокие связи с музыкой родственных монгольских народов Центральной Азии сохраняют буряты. Значительные экстерриториальные связи содержит музыкальный фольклор сибирских татар.

Исключительную ценность для мировой культуры имеют эпические сказания разных народов Сибири, сохранившиеся в живой певческой традиции, а также недавно исчезнувшие из практики, но зафиксированные на механических носителях (Гэсэр, Нюрнгун-боотур, Маадай-кара и т. д.)

Ценные памятники фольклора бытуют в Сибири у народов экстерриториального происхождения – русских, украинцев, белорусов, поляков, евреев, чувашей и др. В частности, в русском фольклоре общенациональное значение имеют образцы пения различных этнографических групп казаков, семейских, сторожилов, кержаков, чалдонов и иных.

Своеобразное место в МКС занимают канонические формы культового музицирования в храмах мировых религий. Значительно влияет на музыкальное мышление бурят и тувинцев звуковой обиход ламаистского дацана с его характерным псалмодированием и самобытным инструментарием. Нельзя исключить из музыкального тезауруса сибирских татар интонированное чтение Корана в мечети. Широко распространена культовая музыка в христианских общинах. С начала заселения русскими Сибири распространяется православное пение. Со времени возникновения старообрядческого раскола в церковном пении сибиряков определяется две тенденции: новообрядческая, основанная на многоголосном (партесном) пении и староообрядческая, где сохраняется древнерусская знаменная монодия, – каждая из которых имеет собственную логику развития.

В начале XVIII века высокого уровня достигло профессиональное церковное пение в Тобольске, благодаря трудам митрополита Филофея Лещинского. На рубеже XIX–XX вв. в церковной практике Сибири появились музыканты, много сочинявшие культовые композиции, среди которых выделяется П. О. Иванов-Радкевич. Особенно серьёзных результатов церковная композиторская деятельность достигла в постсоветские годы. Наиболее значительным в этом плане представляется творчество В. В. Пономарёва.

Старообрядчество, разделившееся на множество деноминаций, по-разному относилось к древнерусскому наследию. Большинство поповских согласий стремилось максимально сохранить соответствие звучания текстам дониконианских рукописей. В начале ХХ века, в связи с манифестом о веротерпимости, с некоторые старообрядческие хоры приобрели известность за пределами своих церковных общин. Беспоповцы, сократившие богослужения и значительно утратившие музыкальную грамотность, во многих случаях фольклоризировали культовое пение.

Помимо православной музыки в Сибири традиционно осуществляется музыкальная деятельность в католических и протестантских (большей частью лютеранских, баптистских) церквах. В некоторых из них в царские времена существовали органы (Томск, Иркутск). В постсоветские годы появились композиторы, сочиняющие профессиональную музыку для своих приходов. Наиболее значительным автором среди католиков является Е. М. Изранова. Для собраний общины синкретической секты кришнаитов создаёт музыку видный новосибирский композитор Ю. Е. Ащепков.

Светская МКС формируется в аристократической среде городов XVII в. Опорными центрами в этом плане были балы, театр, представления (особенно в Тобольске), концерты гастролёров и местных музыкантов, прежде всего, любителей, выступления военных оркестров. Несколько лет в Тобольске жил видный хорватский панславист, богослов, филолог и музыковед Ю. Крижанич (1661-1676). Пребывание в сибирском плену шведских музыкантов (1711-1721) оставило след в так называемом «Тобольском манускрипте» Г. Блидстрёма. Есть сведения о музыкальной деятельности драматических трупп, существовании оркестров (в том числе роговой музыки) в Тобольске и Иркутске, в Барнауле – музыкальной школы. В 1764 году в Омске создан «Оперный дом», где ставились первые русские оперы «Мельник, колдун, обманщик и сват», «Лиза», «Разносчик». Это был не только первый в Сибири публичный театр, но третий в России вообще. Подобные художественные центры возникли в Барнауле, Тобольске, Иркутске, Петропавловске.

В 1828-32 годах в Тобольске отбывал ссылку выдающийся русский композитор А. А. Алябьев, способствовавший совершенствованию мастерства местного оркестра из 100 музыкантов. Заметный след оставила музыкальная деятельность композитора-любителя, графа К. Вольцкого.

Качественный сдвиг в развитии МКС связан с открытием отделения Императорского Русского Музыкального общества (Нерчинск – 1874; Омск – 1876; Тобольск – 1878; Томск – 1879; Иркутск – 1901), которое обеспечило стабильный и систематический характер функционирования всех форм музыкальной жизни. В частности, благодаря этому появилась возможность открывать в разных городах музыкальные классы, в том числе Томские (1894), реорганизованные в 1912 году в первое в Сибири профессиональное музыкальное учебное заведение – музыкальное училище. Постоянно проходят гастроли концертирующих артистов, театральных антреприз, значительно повышают уровень мастерства местные исполнительные силы.

Значительная активизация музыкальной жизни в Забайкалье (в Верхнеудинске и Чите) происходит в начале 20-х годов, в связи с существованием Дальневосточной республики.

Знаменательным событием музыкальной жизни Сибири третьего десятилетия ХХ века стало открытие в Омске в 1920 году театра Сибгосопера, с 1922 действовавшего в Новосибирске, Иркутске и других городах. Здесь работали видные музыканты – режиссёр А. А. Эйхенвальд, дирижёр А. В. Павлов-Арбенин, певец, А. П. Боначич. В 20-х гг. активно действовала оперная труппа в Красноярске, в которой работали певцы П. И. Словцов, М. Н. Риоли-Словцова, Л. А. Андреева-Дельмас (ей в своё время посвятил цикл «Кармен» А. А. Блок)

В течение 20-х-30-х годов во многих городах сложилась сеть концертных и учебных заведений. К началу войны заметными в масштабе региона были: Новосибирский оркестр русских народных инструментов, Омский музыкальный техникум, Иркутский симфонический оркестр и др. Профессиональной композиторской деятельностью занимались А. В. Анохин, М. Н. Невитов, К. Н. Нечаев, П. М. Берлинский, В. И. Морошкин, Г. Э. Ланэ. Большим событием было создание и постановка бурятской оперной труппой оперы уральского композитора М. П. Фролова «Энхэ-булат-батор» (по мотивам бурятского эпоса).

Большим приращением в МКС была эвакуация в сибирские города учреждений из крупнейших музыкальных центров страны в 1942-1944 годах. В частности, в Новосибирске находилась Ленинградская филармония (с симфоническим оркестром под управлением Е. А. Мравинского), в Иркутске – Киевский театр оперы и балета, объединённый оперный театр Днепропетровска и Одессы – в Красноярске.

Важнейшим событием музыкальной жизни становится открытие Новосибирского театра оперы и балета – крупнейшего за Уралом. С этим коллективом связана деятельность видных дирижёров – И. А. Зака, М. А. Бухбиндера, А. А. Людмилина, Т. И. Курентзиса; режиссёров – Э. Е. Пасынкова, В. В. Багратуни, певцов – Л. В. Мясниковой, В. Г. Егудина, В. П. Арканова, А. Я. Левицкого, З. З. Диденко.

Крупная веха истории МКС – открытие первого вуза, Новосибирской консерватории в 1956 году. В том же году в Новосибирске начинает действовать симфонический оркестр филармонии (бессменный руководитель до 2007 г. – А. М. Кац), вскоре ставший лучшим в Сибири.

В настоящее время МКС представляется развитым, многосоставным, весьма влиятельным компонентом музыкальной культуры России. Здесь действует четыре театра оперы и балета (Новосибирск, Красноярск, Улан-Удэ, Якутск), в каждом крупном городе – музыкальный театр, филармония, большинство которых имеют симфонический оркестр. В ряде городов построены органы (Новосибирск. Красноярск, Иркутск, Омск, Кемерово). В Новосибирске, Барнауле, Красноярске, Улан. Удэ, Якутске существуют профессиональные академические хоры и оркестры народных инструментов. В Новосибирске и Омске популярностью пользуются профессиональные народные хоры, в Красноярске и Кызыле – ансамбли народного танца. Важное место в культуре занимают военные ансамбли песни и пляски (Новосибирск, Чита).

На территории региона действует шесть организаций Союза композиторов РФ (Улан-Удэ, Новосибирск, Кызыл, Якутск, Красноярск, Омск), объединяющих около 50 членов. Среди них, И. Д. Бершадский, Г. Н. Иванов, Л. Л. Нгуен, Ю. И. Шибанов, А. В. Попов, Ю. П. Юкечев, С. Г. Тосин, В. А. Усович, О. Л. Проститов, В. В. Пономарёв. Следует назвать также лидеров композиторских организаций 60-х-90-х годов ХХ века – Б. Б. Ямпилова, Ж. А. Батуева, Д. Д. Аюшеева, А. А. Андреева, Ц. И. Ирдынеева, А. Б. Чыргал-оола, Р. Кенденбиля, А. Ф. Мурова, О. И. Меремкулова, И. М. Хейфица

Высокого профессионализма достигли джазовые коллективы Новосибирска. Существуют видные рок-группы и эстрадные ансамбли.

Широкую популярность в масштабе России получили песни О. Б. Иванова и Н. М. Кудрина, телепрограмма Г. Заволокина «Играй, гармонь». Мировую известность имеют оперные певцы сибирского происхождения Д. Хворостовский, В. Галузин, Г. Горчакова, скрипачи – В. Репин, М. Венгеров, скрипичный педагог З. Н. Брон, певица свободного джаза Саянхо Намчалак.

В 90-е годы появилось несколько нотных издательств («Окарина», «Арт-Классик» и др.), действуют студии звукозаписи.

На протяжении ряда лет вели активную работу фабрики по изготовлению пианино («Енисей», «Иртыш», «Сибирь» и др.), а также Экспериментальная музыкальная мастерская по созданию народных музыкальных инструментов (Улан-Удэ).

Сеть музыкальных учебных заведений включает музыкальные вузы: Новосибирскую консерваторию, Якутскую высшую музыкальную школу, Ханты-Мансийский филиал Российской академии музыки им. Гнесиных, Красноярскую академию музыки и театра. Большое место занимает подготовка музыкантов в вузах культуры и искусств (Улан-Удэ, Барнаул, Кемерово, Омск, Тюмень, Якутск, Абакан, Томск, Ханты-Мансийск), в педагогических вузах Иркутска, Красноярска, Бийска, Новосибирска. Во многих городах ведётся подготовка профессионалов среднего уровня в музыкальных колледжах и училищах, колледжах и училищах культуры и искусств, на музыкальных отделениях педагогических ССУЗов. В Новосибирске действует ССМШ-колледж для особо одарённых детей. Детских музыкальных школ – более 1000. Кроме того музыкальная подготовка ведётся в многочисленных студиях, кружках. Общий охват учащихся всех детских учреждений составляет в разных регионах Сибири от 4 до 7 % детей школьного возраста.

Музыковедческие исследования ведутся на протяжении всего ХХ века. Крупнейший научный центр – Новосибирская консерватория, где действует Совет по защитам докторских диссертаций. Наиболее значительные научные школы создали – С. П. Галицкая и Б. А. Шиндин.

Крупный вклад в разработку проблем МКС внесли: А. В. Анохин, М. Н. Жирков, А. Н. Аксёнов, А. А. Кенель, Д. Д. Дугаров, Т. А. Роменская, О. И. Куницын, Э. Е. Алексеев, Н. И. Головнёва, Ю. И. Шейкин, Г. Г. Алексеева, А. Ю. Ларионова, В. М. Калужский, Н. В. Леонова, С. С. Гончаренко.

Если этот материал дополнить изложением общих вопросов теории музыкальной культуры, то курс «Музыкальная культура Сибири» становится ценным компонентом не только музыкально-исторической, но и культурологической подготовки будущих учителей музыки.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. История музыкальной культуры Сибири — М., 1978.

2. Музыка Сибири и Дальнего Востока — М., 1982.

3. Музыкальная культура и искусство: наблюдения, анализ, рекомендации — Новосибирск, 1996-2007 — Вып. 1-6.

4. Музыкальная культура Новосибирска — Новосибирск, 2005.

5. Музыкальная культура Сибири — Новосибирск, 1997 — Т. 1-3.

6. Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока: история и современность — Новосибирск, 1983.

7. Музыкальная этнография Северной Азии — Новосибирск, 1988.

8. Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока — Новосибирск, 1986.

9. Новосибирская государственная консерватория — 50 лет — Новосибирск, 2006 — Т. 1, 2.

10. Сибирский музыкальный альманах — Новосибирск, 2000-2009.

11. Шейкин Ю. История музыки народов Сибири — М., 2002.

 

© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2012