АМС


ТИТУЛ КАРТА САЙТА СТАТЬИ НАШИ ФАЙЛЫ СПРАВКИ

Л. С. Люберцева

История музыкальных традиций Иркутска

© Л. Люберцева, 2014

Иркутск – один из старейших городов Сибири с богатой историей, своей – неповторимой – культурой. Говоря сегодня о музыкантах Иркутска, стоявших у истоков музыкального образования, следует упомянуть о замечательных традициях, о музыкантах разных поколений, чей вклад в становление музыкального образования и развития музыкальной культуры города неоценим.

Иркутск рано превратился в один из очагов русской культуры на Востоке. Уже в XVIII веке открываются первые учебные заведения, в которых музыкальное воспитание сводилось, в основном, к обучению пению. «В Иркутске — пишет И. Харкеевич — очень рано из среды купечества выделились культурные деятели, меценаты, владельцы библиотек, собиратели картин и редких коллекций. Усиленно заботясь о воспитании своих детей, купцы нанимали для своих детей частных учителей из числа интеллигентных ссыльных (русских и иностранцев), а также посылали детей учиться в Петербург, Москву и за границу, и среди купцов, таким образом, оказывались образованные, культурные, т. е. в высших буржуазных кругах в начале XIX в. частично формировалась иркутская интеллигенция» [4, с. 16].

В XIX веке начинается расцвет музыкального образования в городе. Иркутск становится одним из культурных центров Сибири. Становление музыкальной культуры связно с именами ссыльных декабристов, среди которых были истинные любители музыки: П. Свистунов, В. Ивашев, А. Юшневский, Ф. Вадковский, А. Тютчев. Многие их них уделяли внимание музицированию и в Сибири. Некоторые из них давали уроки местным жителям. «Алексей Петрович (Юшневский) слыл едва ли не лучшим учителем фортепиано в Иркутске и раза три в неделю уезжал на свои городские уроки. Уроков было мало, так как искусство игры на фортепиано всё ещё не пользовалось большой популярностью» [5, с. 28].

В Сибири декабристы не существовали в музыкальном вакууме, они, по возможности, живо интересовались музыкальными новостями, пополняли свои библиотеки. Из письма А. П. Юшневского Я. Д. Казимирскому: «Почтенный Яков Дмитриевич... благодарю Вас от души за ноты. Я уже их играю; они именно такие как я люблю: и приятны, и довольно трудны...» [3, с. 235].

В городе появились первые музыкальные инструменты, которые декабристы привозили с собой, а затем оставляли в городе. Дети и внуки декабристов получали образование в учебных заведениях Иркутска. Так, дочери С. П. Трубецкого – Елизавета и Зинаида, внучка Н. А. Бестужева – Екатерина и Наталья Гомбоевы, дочь В. Ф. Раевского – Софья обучались в Девичьем институте Восточной Сибири.

Роль этого учебного заведения в музыкальной жизни Иркутска значительна. В институте были введены музыкальные дисциплины, отчёт на закрытых музыкальных вечерах института (один раз в два месяца). Проводимые испытания положительно сказывались на общей музыкальной подготовке воспитанниц. Многие талантливые ученицы посвятили свою жизнь музыкально-педагогической деятельности: В. Г. Петрович, М. П. Шешукова (закончила Петербургскую консерваторию), М. В. Подгорбунская (закончила Московскую консерваторию).

Значительным событием были посещения воспитанницами театральных спектаклей, нередки были литературно-музыкальные вечера и в самом институте. Далеко не все ученицы Девичьего института происходили из богатых семей, и, чтобы поддержать их, в институте проводились различные музыкальные, литературные вечера или благотворительные балы «в пользу недостаточных воспитанниц, окончивших курс» [1, с. 6]. Всегда долгожданными были обязательные балы, на которые приглашались кавалеры из мужских учебных заведений. Институт был не только центром музыкального просветительства, но и 54 года заменял иркутянам музыкальную школу.

Большинство приезжих видных музыкантов Иркутска начинали свою музыкально-общественную деятельность со службы в Девичьем институте. Именно они оказались инициаторами создания в городе специальных музыкальных заведений, а институт становился «крёстным отцом» этих заведений, направляя в правительственные заведения ходатайства о разрешении на их открытие. Имена профессиональных музыкантов XIX века: А. М. Редрова, И. В. Гусева, А. Ф. Вербова, Р. А. Иванова, М. Н. Синицина, Е. Г. Городецкой, И. М. Мариупольского и др., которые мы встречаем в работе И. Ю. Харкеевич «Выдающиеся музыкальные деятели Иркутска», – связаны с началом становления профессионального музыкального образования в Иркутске. Все они – выпускники Московской и Петербургской консерваторий. Среди выпускников столичных консерваторий того времени можно встретить и уроженцев Иркутска.

Начало ХХ века связано с активизацией музыкального образования в городе. Усилиями музыкантов открываются специальные учебные музыкальные заведения, главным образом, частные школы.

В 1920 году все существовавшие в то время частные школы были объединены в одно учебное здание «Музыкальный университет», ректором которого и деканом фортепианного факультета становиться Е. Г. Городецкая, чья музыкальная школа в течение 20 лет до революции пользовалась всероссийской известностью. Евгения Григорьевна – родоначальница профессионального музыкального образования в Иркутске, чрезвычайно серьёзный и широко образованный музыкант, талантливый педагог и воспитатель, энергичный пропагандист музыкального искусства.

Университет просуществовал два года, а в августе 1922 года был создан музыкальный техникум, в котором работала большая часть педагогов университета. Профессиональный уровень подготовки в техникуме был достаточно высоким. Среди его преподавателей, сыгравших большую роль в развитии музыкальной культуры в нашем городе, следует назвать О. С. Житейскую, Н. А. Никольскую, М. А. Кожевникова, П. М. Берлинского. Они воспитали плеяду талантливых музыкантов и певцов.

«Выпускница техникума М. А. Санникова стала одной из лучших пианисток в городе. Окончившая техникум в 1926 году Т. А. Мурашкина, благодаря исключительной одарённости, быстро стала одной из ведущих преподавательниц Музыкальной школы и Музыкального училища.

Много лет работала ведущим преподавателем Иркутского театра музыкальной комедии выпускница 1929 г. Р. П. Медведева (Гроссман), выпускница Н. И. Рогожина стала известным московским музыковедом» [5, с. 180]. Варвара Гагарина после окончания техникума по двум специальностям: инструкторско-педагогический и сольного пения (педагог О. Житейская), с лёгкостью поступает в Московскую консерваторию (класс В. Туровской). После окончания консерватории в 1936 году зачислена в труппу Большого театра.

«Красивое меццо-сопрано, свободно и ровно звучащее во всех регистрах, отличное владение дыханием, музыкальность, сценические способности – все эти качества были настолько неоспоримы, что руководство театра решило принять молодую певицу без прослушивания в третьем туре конкурса...

Большую роль в формировании творческого облика Гагариной в те годы сыграли так называемые «музыкальные пятницы», организованные педагогом Иркутского музыкального техникума Е. Городецкой. На эти пятницы, проходившие в актовом зале Пединститута, собиралось большое количество слушателей – главным образом студенты и молодёжь города, а педагоги и учащиеся музыкального техникума выступали перед ними с лекциями и обширными концертными программами. Неизменными участницами иркутских «музыкальных пятниц» были В. Гагарина и Н. Казанцева, ныне народная артистка РСФСР» [5, с. 1].

«Музыкальные пятницы» – одна из традиций музыкальной культуры Иркутска, выполнявшая просветительскую роль долгие годы. Эта традиция продолжала идеи музыкального просветительства Девичьего института, систематических концертов «Сибирские вечера», «Студенческие вечера», «Вечера в память русских композиторов», проходивших в городе в XIX веке, «семейных» музыкально-литературных вечеров с танцами, «суббот», устраивавшихся еженедельно в обществе любителей музыки и литературы в конце XIX – нач. ХХ века. Идея «музыкальных пятниц» возникла в стенах Иркутского государственного музыкального университета, её поддержали Е. Г. Городецкая, В. П. Томиловская, Б. М. Попов.

Тематика «музыкальных пятниц», проходивших в залах педагогического факультета, была многообразной: «Гречанинов и Пуччини», «Чайковский и Римский-Корсаков», «Шопен», «Шуберт», «Григ», «Идея судьбы в последних симфониях Чайковского», «Музыкальная драма Римского-Корсакова», «Симфонии Бетховена», «Симфонии Чайковского» и многие другие. Музыканты города готовили разнообразные программы. Первыми участниками «пятниц» были студенты Е. Г. Городецкой и В. П. Томиловской: Г. И. Богомолов, Л. И. Манасеина, И. Х. Петелина, Е. Э. Бортхард, П. М. Нечаев. Активное участие в концертах принимала любимая ученица Е. Г. Городецкой, талантливая пианистка Т. Г. Бендлин.

Пианистическую школу этих двух талантливых женщин (Е. Г. Городецкой и Т. Г. Бендлин) продолжила Л. П. Холодилова «С 10 лет я училась у Евгении Григорьевны Гродецкой, – пишет в своей музыкальной биографии Людмила Пантелеймоновна, – но, когда я у неё училась, она была уже стара, ходила на костылях, но продолжала на дому заниматься в основном со взрослыми музыкантами (у неё училась Елена Владимировна Савинцева, дирижёр Василий Патрушев, певцы и разные музыканты). С трудом её уговаривали взять меня. Она же обучала нас и музыкальной грамоте и часто устраивала концерты в доме... В 1940 году я поступила в музыкальное училище в класс преподавателя Татьяны Гуговны Бендлин. Тем, что я стала музыкантом, я всецело обязана Татьяне Гуговне».

Людмила Пантелеймоновна всю жизнь продолжала идею просветительства своих учителей, она играла solo и концерты с оркестром, совмещая педагогическую работу в музыкальном училище с концертной деятельностью на Иркутском радио и в Иркутской филармонии. Играла она и двойные фортепианные концерты со своей подругой, Любовью Николаевной Семенцовой. Выпускница класса В. Ф. Сухиненко, Любовь Николаевна ещё в годы учёбы в музыкальном училище активно концертировала. 1944 году на Всесоюзном смотре музыкальных учебных заведений в Москве она исполняла вместе с учителем, Владимиром Федоровичем Сухиненко «Фантазию на тему Рябинина» В. Аренского.

Получив великолепную школу мастерства в классе Владимира Фёдоровича, а в дальнейшем в классе профессора В. Натансона в Московской консерватории, она, став педагогам, воспитала целую плеяду музыкантов продолжавших традиции, уходящие корнями к великому Л. Бетховену (В. Сухиненко и В. Натансон – ученики С. Фейнберга, С. Фейнберг – ученик С. Гольденвейзера, обучавшегося у А. Зилоти, который совершенствовал своё мастерство у Ф. Листа, бравшего уроки у К. Черни, ученика Л. Бетховена). Продолжатель этих традиций и народный артист России Денис Мацуев – ученик Л. Н. Семенцовой.

Возвращаясь к истории, нельзя не сказать об учителе Любви Николаевны – Владимире Федоровиче Сухиненко. Выпускник Московской консерватории, великолепный музыковед, он всю жизнь посвятил воспитанию музыкантов и музыкальному просветительству в Иркутске. Именно ему принадлежит заслуга открытия в 1936 году музыкального училища, так как существовавший с 1922 музыкальный техникум, о котором уже шла речь, несмотря на работу профессиональных педагогов-музыкантов, не справлялся с финансовыми проблемами и в 1930 году был переведён в Красноярск.

Владимир Фёдорович – один из первых преподавателей и активный помощник директора открывавшегося музыкального училища М. К. Флегонтова – совместно с Г. Э. Ланэ и В. А. Патрушевым много сил отдал для превращения иркутского радиокомитета в «центр музыкального просвещения народных масс» [4, с. 37].

Долгие годы Владимир Фёдорович работал лектором Иркутской филармонии. Много времени посвятил Иркутской студии телевидения. Многие помнят цикл передач «Час музыкальных знаний» (1967), «Беседы у рояля» (1968-1970), «Беседы двух музыковедов» (1970). Главными партнёрами в этих передачах были коллеги Владимира Фёдоровича, выпускники родного училища: пианист Дмитрий Иванович Басков, пианист и теоретик Наталья Николаевна Тихонова, виолончелист Валентин Николаевич Тихонов, пианисты Любовь Николаевна Семенцова, Людмила Пантелеймоновна Холодилова.

«Музыкальные пятницы» сегодня трансформировались в различного роды просветительские концерты, которые организованны как на уровне Иркутской областной филармонии, так и в рамках мероприятий учебных заведений культуры и искусства города. Традиция приобщения иркутян к музыкальному искусству продолжает существовать, как продолжает жить и развиваться музыкальное училище (ныне музыкальный колледж имени Ф. Шопена).

Невозможно в рамках небольшой статьи рассказать обо всех музыкантах города, чей вклад в развитие музыкального образования Иркутска неоценим. Музыканты всех поколений говорят, думают на одном языке – языке искусства. И, наверное, не случайно их всегда волновали вопросы музыкального просветительства, приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству, подготовки качественных профессиональных кадров. Все эти задачи решают в городе Иркутске современные музыканты-педагоги, принявшие музыкальную эстафету от замечательных патриотов своего города – музыкантов Иркутска.

 

Литература

1. Кузнецова В. Где учились благородные девицы / В. Кузнецова, Л. Устюжанина — Иркутск, 2004.

2. Путешествие по улице Карла Маркса. / Сост. Ю. П. Колмаков. — Иркутск: Ред.-изд. отд. Упрполиграфиздата, 1988.

3. Сибирские письма декабристов (1938-1950) / Сост. Т. С. Комарова. — Красноярск,1987.

4. Харкеевич И. Выдающиеся музыкальные деятели Иркутска: методические рекомендации. — Иркутск,1997.

5. http://www/bolshoi/net/stars/gagarina/gagrina.htm

 

© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2011-2014