АМС


ТИТУЛ КАРТА САЙТА СТАТЬИ НАШИ ФАЙЛЫ СПРАВКИ

Е. В. Пляскина *

Преемственность поколений профессиональных композиторов Алтая

© Елена Валерьяновна Пляскина, член Союза композиторов РФ,
засл. работник культуры Российской Федерации, профессор. 2021

На протяжении всей истории развития музыкальной культуры музыка создавалась и интерпретировалась одарёнными музыкантами, способными творить произведения искусства и одновременно исполнять их. В середине XVIII века начался процессе разделения музыкального творчества и исполнительства. Нельзя не согласиться с великой ролью выдающихся исполнителей музыкальных произведений в истории музыки, но всё же, в иерархии творцов и интерпретаторов композиторы занимают более высокое положение. Профессиональным композитором стать очень непросто, художественной одарённости для этого недостаточно, необходимо серьезное профессиональное обучение и глубокие знания истории и теории музыки, литературы, разных видов искусства, понимание особенностей строения и звучания музыкальных инструментов, а также певческих голосов.

Древнерусские распевы эпохи Средневековья создавались музыкантами, большинство имён которых остались неизвестными. Принцип анонимности авторов песнопений связан с теорией Дионисия Ареопагита (I век), согласно которой священное пение передается сочинителю ангелами и может быть услышано автором благодаря необыкновенному небесному озарению. Таким образом, «священные архетипы» не возникали в результате индивидуального творчества, а передавались «небесами» через людей, обладающих особым духовным слухом.

Собственно композиторы появились на Руси в эпоху Барокко после введения в музыкальную практику линейной нотации, западноевропейской гармонии и новых принципов композиции, сформулированных в «Мусикийской грамматике» Н. П. Дилецкого. Авторы музыкальных сочинений приобрели известность, они получили возможность называться творцами, а их композиции — творениями. И, наконец, в эпоху Классицизма, которая связана с такими выдающимися именами, как М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, А. Л. Ведель, создателей музыкальных сочинений стали именовать композиторами.

В настоящее время композиторское творчество академического направления является признаком зрелости художественной и духовной культуры городов и регионов, индикатором уровня профессионализма музыкальной жизни.

Одним из первых композиторов, который заложил основы профессиональной музыки на Алтае, был выпускник Регентских классов Придворной певческой капеллы А. В. Анохин (1869-1931). Он оставил после себя множество сольных и хоровых песен, вокально-инструментальных и инструментальных сочинений и музыкально-театральных опусов. Это «Талай-хан» (шаманское действо), оперный этюд «Хан-Эрлик», сюита «Хан-Алтай» для хора и струнного оркестра. Композитор также занимался преподавательской деятельностью в учебных заведениях Барнаула и Республики Алтай. До А. В. Анохина музыка на алтайской земле создавалась самодеятельными музыкантами и представляла собой, в большинстве случаев, жанр массовой песни.

Еще одним профессиональным композитором, связавшим свою творческую жизнь с Алтаем был выпускник композиторского факультета Московской консерватории (класс А. А. Давиденко) А. М. Ильин (1908-1972). Композитор постоянно жил в Новосибирске, но на несколько месяцев ежегодно выезжал в Горно-Алтайск. В Республике Алтай он заложил основы профессиональной музыкальной культуры европейского типа. В Горном Алтае его творческая деятельность была связана с музыкально-драматическим театром. А. М. Ильин написал музыкальную драму «Чейнеш», балет «Торко-Чачак», балет с вокальными и хоровыми эпизодами «Юч-Кыс», «Алтайскую сюиту» для солистов и оркестра народных инструментов, «Сибирскую сюиту» для хора, женского вокального ансамбля, чтецов, танцевальной группы и оркестра народных инструментов.

А. В. Анохин и А. М. Ильин были членами Сибирской организации Союза композиторов, на Первом пленуме организации в апреле 1950 года было представлено их творчество.

Первым профессиональным композитором-алтайцем был Б. М. Шульгин (1925-2010). Он закончил Казанскую государственную консерваторию как композитор в классе А. С. Лемана. Б. М. Шульгин преподавал в учебных заведениях Горно-Алтайска, Томска, Кызыла. В творческом наследии композитора много хоровых, а также сольных песен и романсов, музыка к драматическим спектаклям, симфония «Алтай», «Оркестровая сюита» для симфонического оркестра, «Квартет для виолончели, виолы и двух скрипок», «Симфония № 2».

70-е и 80-е годы XX века в Алтайском крае отмечены творческой деятельностью следующего поколения профессиональных композиторов, которые уже прочно связаны с краевым центром, с работой солистов и симфонического оркестра Алтайской краевой филармонии, городского оркестра народных инструментов, сложившейся профессиональной музыкально-исполнительской средой, творческими коллективами Барнаульского музыкального училища и Алтайского государственного института культуры.

Выпускник Уральской консерватории (класс В. Д. Бибергана), член правления Сибирской организации Союза композиторов, композитор А. С. Нестеров (1949-2019) организовал в Барнаульском музыкальном училище композиторский кружок для учащихся, которых обучал мастерству сочинения музыки. Там в студенческие годы получил азы композиторского искусства известный в Барнауле и Сибирском регионе замечательный пианист, Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов, Лауреат премии Алтайского края в номинации «Исполнительское искусство», ученик М. С. Лебензон и Т. П. Николаевой — Е. З. Гутчин. Он создал внушительное количество сочинений, среди которых можно назвать «Три прелюдии» для фортепиано, «Струнный квартет», Каденцию к концерту для фортепиано с оркестром № 8 В. А. Моцарта, музыку ко множеству театральных спектаклей, балет для детей «Бременская история», поэму для смешанного хора и двух солистов «Прадед Алтай», «Мультибрейк» для виолончели и фортепиано, «Автопортрет» для фортепиано с оркестром.

Обучался у А. С. Нестерова в юные годы и хорошо известный талантливый дирижёр и композитор, лауреат Всероссийского конкурса композиторов Е. К. Крючков (1958-2020). В творческом наследии композитора множество сочинений, которые с успехом исполняются в разных городах нашей страны. Музыка Е. К. Крючкова отличается яркостью и колоритностью инструментовки, ноты некоторых сочинений опубликованы издательствами Москвы и Барнаула. Это симфония № 1 «Барнаульская», симфония «Сибириада», Концерт для двух домр с оркестром, балет «Муха-цокотуха», симфоническая фантазия «Мартин Иден», увертюра «Алтай», несколько инструментальных концертов и сюит, музыка к спектаклю «Беседы при ясной луне», вокальные сочинения.

Сам А. С. Нестеров оставил после себя самобытное композиторское наследие, включающее в себя сочинения различных жанров — от симфоний до музыки к драматическим спектаклям. В его творчестве нашел отражение интерес к алтайскому эпосу, о чем свидетельствует симфоническая картина «Маадай-Кара».

В 70-е годы прошедшего века в Барнаул приезжает композитор, член Сибирского отделения Союза композиторов России Е. Н. Кравцов (1941-2013). Он на протяжении нескольких десятилетий преподает музыкально-теоретические дисциплины в Алтайском государственном институте культуры, консультирует студентов в области композиторского мастерства. У него на протяжении двух лет перед поступлением в консерваторию получает профессиональные советы, консультации и рекомендации молодой, начинающий композитор О. А. Дюжина, которая в дальнейшем станет профессиональным композитором и возглавит в 2020 году Алтайское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Союз композиторов России».

Е. Н. Кравцов оставил нам в наследие прекрасную симфоническую музыку, в том числе Симфонию си-минор, две симфонии для оркестра народных инструментов. Известны его оратория «20 канцон» по Э. По и хоровые кантаты — «Фиванские папирусы», «Новгородские песни», «Lectesternium». Внимание композитора серьёзно занимают камерно-вокальные и камерно-инструментальные жанры. Сочинения Е. Н. Кравцова отличает симбиоз западноевропейских и отечественных традиций от музыки итальянского Возрождения до самых смелых последних направлений современного искусства. Многие сочинения композитора имеют неоклассические и необарочные стилистические признаки. Музыкальные композиции мастера отличаются большой глубиной, внутренним психологизмом, философской направленностью, интеллектуальной и эстетической значимостью, драматической насыщенностью. Сочинения композитора постоянно исполняются музыкантами и творческими коллективами Новосибирска, Барнаула Томска.

Много лет в Барнауле жил и работал известный композитор В. Г. Пешняк (род. в 1949 году), который явился основателем кафедры истории и теории музыки Алтайского государственного института культуры. Своим творчеством он оказал большое воздействие на формирование культурной среды Барнаула и Алтайского края и на молодое поколение музыкантов. Его сочинения постоянно исполнялись хоровыми коллективами Барнаульского музыкального училища и Алтайского государственного института культуры, симфоническим оркестром Алтайской краевой филармонии и оркестром народных инструментов Барнаула. Творчество композитора способствовало становлению национальной музыкальной культуры Республики Алтай. Композитор является автором государственного Гимна республики. В настоящее время композитор живёт в Москве и является профессором Российской академии музыки им. Гнесиных. Произведения композитора В. Г. Пешняка прочно вошли в репертуар многих замечательных коллективов столицы.

Композитор В. Г. Пешняк пишет в разных жанрах и использует разную композиторскую технику. В большинстве сочинений он опирается на традиционные композиторские приемы отечественных авторов, но, всё же, иногда применяет в своих сочинениях атональную технику и сонористические средства выразительности. В сочинениях В. Г. Пешняка преобладает программность, основательность и глубина музыкальной мысли. Наиболее значимыми в творчестве композитора являются следующие сочинения: «Элегия и токката», «Камлания», «Русские фрески» для оркестра народных инструментов, симфония-концерт «Эпические сказания» для солирующих брёлки, жалейки, владимирского рожка и большого симфонического оркестра, оратория «Солнце Алтая», несколько вокальных циклов, в том числе «Пути уходящих», поэма-медитация для фортепиано «Сумеры».

Выпускник Новосибирской консерватории, композитор В. С. Роик (класс Г. Н. Иванова), преподававший в 80-е годы в Алтайском государственном институте культуры на кафедре оркестрового дирижирования, обучал композиции студентку Барнаульского музыкального училища А. В. Колпакову, которая в последующие годы закончит Санкт-Петербургскую государственную консерваторию как композитор в классе С. М. Слонимского и станет членом Алтайского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Союз композиторов России».

В апреле 1980 года в Барнауле состоялся XIV выездной пленум Сибирского отделения Союза композиторов Российской Федерации, где были исполнены сочинения композиторов Сибири, в том числе и произведения композиторов Барнаула – В. Г. Пешняка, Е. Н. Кравцова.

С 2006 года в Алтайском государственном институте культуры преподавала выпускница Новосибирской консерватории (класс Г. Н. Иванова), композитор Н. В. Скворцова (род. в 1973 году), музыка которой исполнялась учебным хором института. Н. В. Скворцова ввела в практику ежегодно проводить конкурс композиции на музыкальном факультете, что способствовало развитию композиторских способностей молодых музыкантов. С 2016 года композитор работает в Москве, пишет много музыки для детей и является создателем, композитором, музыкальным терапевтом Инклюзивного Музыкального Центра для детей с особенностями развития «Aves art music».

Все названные выше композиторы своей творческой и педагогической деятельностью подготовили почву для рождения Алтайского регионального отделения Союза композиторов России в сентябре 2020 года. Но были и другие важные события и обстоятельства, подготовившие почву для открытия пятидесятого в России регионального композиторского сообщества.

Вторая половина ХХ века в Алтайском крае ознаменована необычайным подъемом в области музыкальной культуры. Только что организованные Симфонический оркестр и Хоровая капелла регулярно проводят концерты для просвещения и повышения культурного уровня жителей Барнаула и Алтайского края. В музыкальное училище приезжают прекрасные педагогические кадры из Саратовской, Казанской, Горьковской, Уральской, а позднее и Новосибирской консерваторий. У истоков профессионального музыкального образования в Барнауле стояли такие замечательные музыканты как Е. М. Кац, А. Г. Россинский, Е. Ф. Зверева, Л. С. Калинкин, Э. М. Маркин, Э. П.Россинская, Э. А. Шафиева, Н. М. Кацнельсон, В. В. Ромадин, Н. А. Корниенко и многие другие, подготовившие множество выдающихся музыкантов. В Барнауле с концертными программами постоянно выступают выдающиеся академические отечественные исполнители, хоровые и оркестровые коллективы страны, исполняющие музыку в залах с естественными акустическими качествами, не требующими усилителей звука, существенно искажающих звучание и приучающих публику к повышенной громкости, ведущей к утрате способности различать динамические и тембровые тонкости музыки.

Хор музыкального училища под управлением Э. М. Маркина ведет в учебных заведениях города регулярную концертно-просветительскую работу, знакомит слушателей с шедеврами хоровой музыки. Э. М. Маркин и С. С. Тарнецкая организуют поездки студентов на концерты Камерного хора Б. С. Певзнера в Новосибирскую консерваторию. Музыканты Барнаула помнят такие знаменательные события музыкальной культуры Алтая, как концертное исполнение опер Ж. Бизе «Кармен» и Дж. Верди «Травиатта», подготовленное хором музыкального училища под руководством А. Б. Тарнецкого и солистами Новосибирского театра оперы и балета.

В Алтайскую краевую филармонию приезжают талантливые вокалисты — В. З. Семенчин (драматический баритон) и В. К. Гусева (меццо-сопрано), высокая исполнительская культура и профессионализм которых позволяли убедительно воплощать вокальные сочинения выдающихся отечественных и западноевропейских композиторов разных стилистических эпох.

Професиональные музыканты Барнаула регулярно включали в свой репертуар музыку композиторов Барнаула. Великорусский оркестр русских народных инструментов «Сибирь» исполнял «Камланию» В. Г. Пешняка, «Диатоническую увертюру» Е. Н. Кравцова; в хоровом коллективе Алтайского государственного института культуры звучали партитура «Купальской» на стихи С. Есенина, оратория «Солнце Алтая», хоровая сюита «Земля моя – Алтай» композитора В. Г. Пешняка; «Осень», «На берегу одной реки», «Гимн музыке» Н. В. Скворцовой; симфонический оркестр Алтайской краевой филармонии играл Симфонию-концерт для большого симфонического оркестра и солирующих народных духовых инструментов В. Г. Пешняка, Симфонию си-минор и «Балетную сюиту» Е. Н. Кравцова. Симфония ре-минор Е. Н. Кравцова была исполнена студенческим оркестром Алтайского государственного института культуры в апреле 1980 года в Барнауле на XIV выездном пленуме Сибирского отделения Союза композиторов Российской Федерации. Поэма-медитация для фортепиано «Сумеры» В. Г. Пешняка звучала в исполнении Е. З. Гутчина, которого сам автор характеризовал как лучшего исполнителя этого сочинения, а Три пьесы для скрипки, виолончели и фортепиано, а также «Элегия и токката» этого же автора исполнялись трио в составе Е. Г. Третьякова, О. А. Абрина и А. Г. Россинского. Список исполненных на Алтае сочинений можно продолжать, что свидетельствует о необыкновенной творческой активности наших композиторов и большом уважении к созданным композициям.

В начале ноября 2021 года в краевой столице ожидается знаменательное событие, связанное с образованием в сентябре 2020 года Алтайского регионального отделения Союза композиторов России. Это будет Музыкальный фестиваль «Дни Союза композиторов России в Барнауле» (с международным участием), где слушатели получат возможность познакомиться с сочинениями современных профессиональных композиторов России, Алтайского края и Европейских стран в исполнении лучших музыкантов Барнаула, Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Новосибирска.

Молодые композиторы Алтайского регионального отделения Союза композиторов России, представляющие третье поколение профессиональных композиторов Алтая, являются выпускниками разных музыкальных вузов России и продолжают школы выдающихся мастеров – С. М. Слонимского (Санкт-Петербург), Ю. И. Шибанова (Новосибирск), Ю. П. Юкечева (Новосибирск), В. В. Пономарёва (Красноярск).

В настоящее время Алтайское региональное отделение Союза композиторов России включает в себя трёх композиторов и трёх музыковедов, выполнивших все необходимые условия для вступления в Союз композиторов России, научные и творческие работы которых прошли неоднократную экспертизу приемной комиссии этой авторитетной организации, связанной с великими именами патриархов отечественного композиторского искусства.

Председатель Алтайского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Союз композиторов России» – О. А. Дюжина закончила Новосибирскую консерваторию по классу композиции у профессоров Ю. И. Шибанова и Ю. П. Юкечева, Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов композиторов, О. А. Дюжина является членом Сибирского международного центра современного музыкального искусства, участником международных cимфонических семинаров-форумов Международных творческих мастерских Гильдии молодых музыкантов «МеждународМолОт» РМС имени М. К. Огинского (Республика Беларусь), участником IV Международного Дальневосточного симфонического семинара — форума ГММ «МеждународМолОт» РМС (Якутск). Композитор выступает с докладами на конференциях по научно-исследовательской работе, имеет ряд научных публикаций. О. А. Дюжиной в 2020 году в Санкт-Петербургском издательстве «Планета музыки» опубликована «Хрестоматия по сольфеджио на материале музыки сибирских композиторов» для высших музыкальных учебных заведений (на русском и английском языках). О. А. Дюжина читает в Алтайском государственном институте культуры учебный курс о современной академической музыке сибирских композиторов. Ольга Александровна пишет музыку для симфонического оркестра («Поэма о мальчике» для женского голоса и симфонического оркестра на стихи Р. Тагора, «Маленькая сюита для большого оркестра», сюита для симфонического оркестра «Сказки»); для оркестра народных инструментов (концертная фантазия для домры и народного оркестра на темы оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», пьеса «Случайная встреча»); для различных инструментов и голоса («Сюита в старинном стиле» для скрипки и фортепиано; «Маленькая сюита» для ансамбля ударных инструментов; «Прелюдия» для клавесина; «Осенняя элегия» на стихи японского поэта Бунитиро Кавамуро для сопрано, двух кото, флейты, японской флейты и ударных; Вариации на тему Г. де Машо «Ma fin est mon commencement» для сопрано, трубы и органа; вокальный цикл «Это ж я, Серёжка!»). Исполнителями сочинений О. Дюжиной являются замечательные музыканты, известные хоровые коллективы, симфонические оркестры и оркестры русских народных инструментов Новосибирска, Томска, Красноярска, Барнаула и городов ближнего зарубежья.

Член Алтайского регионального отделения Союза композиторов России, А. В. Колпакова окончила Санкт-Петербургскую консерваторию у выдающегося композитора, профессора С. М. Слонимского. А. В. Колпакова стала лауреатом Всероссийского конкурса композиторов имени Андрея Петрова, дипломантом конкурса молодых композиторов на лучшее вокальное произведение на стихи Ольги Берггольц. Музыка А. В. Колпаковой звучит в разных учебных заведениях Сибири, Московской и Ленинградской областях, в Санкт-Петербурге, в Барнауле и других городах России. В творческом багаже автора есть сочинения самых различных жанров. Это произведения для симфонического оркестра (три фрагмента из музыки к трагедии А. С. Пушкина «Пир во время чумы»); сольные вокальные сочинения («Мой город» на стихи А. Лесновой, «Месяц ясный» на стихи М. Воробьевой, «Колыбельная» на стихи О. Берггольц, «Бездонное небо» на трехстишья в стиле хокку Е. Фёдорова, вокальный цикл «Млечный путь» на стихи китайских поэтов для сопрано, баритона, флейты, кларнета, скрипки, домры и фортепиано); сочинения для вокального ансамбля («Баллада» для мужского квартета на стихи А. К. Толстого, «Край ты мой» для мужского квартета на стихи А. К. Толстого, «Пять песен на стихи Е. Хайтмана» для вокального ансамбля и фортепиано); камерно-инструментальные сочинения (Сюита для баяна, «Три мелодии для саксофона и фортепиано», «Композиция для флейты, маримбы и фортепиано», «Трио» для скрипки, виолончели и фортепиано); фортепианная музыка (Сюита для фортепиано, пять пьес для фортепиано «Ассоль», Сонатина).

Композитор А. А. Шиховцов — лауреат Всероссийского конкурса вокальных сочинений «Мелос сибирской поэзии» и Всероссийского конкурса «Symphoniacus Integer». А. А. Шиховцов окончил Красноярскую государственную академию музыки и театра по классу композиции у профессора, председателя Красноярской региональной организации Союза композиторов России В. В. Пономарёва. А. А. Шиховцов ведет активную концертную деятельность в качестве композитора и исполнителя собственных сочинений на разных площадках городов Алтайского края и Красноярского края. Наряду с традиционным письмом, А. А. Шиховцов использует в своих сочинениях и современные композиторские техники. Он пишет музыку для симфонического оркестра («Композиция 2/4» для симфонического оркестра, «Consensus Patrum», «Концертино» для фортепиано и симфонического оркестра); для фортепиано («Десять прелюдий», «Три этюда», «Прелюдия и фуга без тональности», «Три пьесы для фортепиано», посвященные творчеству Н. Рериха); камерно-инструментальные сочинения (Пять пьес для кларнета соло, «Скерцо» для квартета саксофонов, Четыре пьесы для духового квинтета, «Соната» для виолончели и фортепиано, «Соната» для струнного квартета, «Каприччио» для саксофона и фортепиано, «Casus consequenses» – восемь эпизодов для пяти инструментов); хоровые сочинения (Четыре хора на стихи Ф. Тютчева, Три хора на стихи В. Брюсова); сольные вокальные сочинения («Два романса на стихи Арс. Тарковского», романсы на стихи сибирских поэтов).

Сочинения композиторов Алтайского регионального отделения Союза композиторов России неоднократно исполнялись по радио и телевидению ГТРК «Новосибирск», ГТРК «Алтай», БТРК «Минск».

Музыкальный фестиваль «Дни Союза композиторов России в Барнауле» (с международным участием) состоится в первой декаде ноября 2021 года, где вниманию наших дорогих слушателей будут предложены разные направления современной академической музыки известных композиторов России и Западной Европы в исполнении музыкантов Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Новосибирска, Барнаула. Фестиваль включит в себя пять концертов — концерт симфонической музыки, концерт оркестра народных инструментов «Сибирь» имени Е. Борисова, концерт Барнаульского академического хора имени А. Тарнецкого, концерт камерной инструментальной музыки, концерт камерной вокальной музыки. В рамках композиторского фестиваля будут проведены мастер-классы известных российских, а также западноевропейских композиторов и музыковедов, что будет весьма интересным для наших гостей.

 

Оригинальная публикация

*© music-gazeta.com // Пляскина, Е. В. Преемственность поколений профессиональных композиторов Алтая.

 

© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2021.