АМС


ТИТУЛ КАРТА САЙТА СТАТЬИ НАШИ ФАЙЛЫ СПРАВКИ

В. В. ПОНОМАРЁВ

Красноярский композитор Бертольд Кон:
несколько страниц жизни и творчества

© В. Пономарёв, 2021

В пёстром многообразии современной музыки немногие явления способны сегодня удивить, поразить воображение, или просто порадовать подлинной новизной, и всякий, кто интересуется процессами, происходящими сейчас в музыке, может прогнозировать, где и от кого этих явлений можно ожидать. Так, например, мы всегда с интересом ждали из Европы новых сочинений Губайдулиной и Лигети в академических жанрах и формах, новых интересных этнических проектов из стран юго-восточной Азии…

Культуру создают люди. А музыкальную культуру формирует звучащая музыка, которую эти люди исполняют. Каждый из них, в свою очередь, также является продуктом культуры и несёт в себе те впечатления и тот звуковой багаж, который он получил в течение своей жизни. Когда мы говорим о том, что и как происходило в музыкальной культуре того или иного города, описываем произошедшее, анализируем, оцениваем – не всё оказывается до конца понятым, и некоторые вопросы «почему?» так и остаются без ответа.

О многоцветном спектре музыкальной культуры Красноярска ушедших столетий немало сказано и написано. Но и о том, что происходило относительно недавно – также нельзя забывать, и в этой истории также есть много неизученного, непонятого и неоценённого.

Мне хочется рассказать об одном замечательном музыканте, работавшем в Красноярске, творчество и профессиональная деятельность которого всегда оставались «в тени», но, однако же, оставили заметный след. Звали этого музыканта Бертольд Юльевич Кон (1906-1986).

Бертольд Кон – человек удивительной судьбы, само изложение фактов которой достойно стать сценарием приключенческого фильма. Кон родился в Берлине, в спокойной и благополучной Германии, задолго до всех войн. Его семья была вполне обеспеченной: отец Кона служил военным врачом, а мать была дочерью известного фабриканта. Она прекрасно рисовала, была хорошей пианисткой и с раннего детства Бертольда, стремилась развивать его художественные наклонности: он обучался рисованию, игре на фортепиано и пел.

Детство Бертольда Кона было, пожалуй, единственным счастливым и безоблачным периодом его жизни. Он учился, играл на фортепиано. Вокруг звучала музыка поздних романтиков, в Берлинской королевской опере дирижировал Рихард Штраус…

Успешно завершив обучение в классической гимназии, где учащиеся, помимо общеобразовательных курсов, могли изучать сразу несколько языков, Бертольд поступил в Берлинскую консерваторию. Нужно сказать, что к этому времени он уже хорошо владел фортепиано, занимаясь дома под руководством своей матери. Однако завершить обучение Кону не довелось. В Европе только что завершилась Первая мировая война, у родителей начались финансовые трудности, и молодой музыкант начал работать, чтобы обеспечить себя.

Работа в самых разных местах и в различном качестве – от тапёра, исполняющего на слух любые мелодии на заказ – до участника ансамбля, играющего на танцевальных вечерах ставшую модной музыку с американскими ритмами, стала для Бертольда «второй консерваторией», давшей бесценный практический опыт.

После прихода к власти Гитлера, Бертольду Кону, имеющему еврейские корни, пришлось покинуть Германию. Вместе с друзьями-артистами он оказался в Испании. С этого момента в жизни музыканта начались долгие «годы странствий». После фашистского переворота в Испании, Кон вступает в республиканский отряд и становится антифашистом. Потом была Франция, лагеря для перемещённых лиц бывшие, по сути, лагерями для заключённых потом – Африка, Алжир, остававшийся в то время французской колонией… Так французы избавлялись от тех, кто в самой Франции был для них обузой.

Всё это время, Бертольд Кон умудряется продолжать сочинять музыку, играя на всех инструментах, которые попадали к нему в руки. В этот период, в частности, им был сочинён «Марш интернациональных бригад», ставший известным среди антифашистов.

В Европе гремела Вторая мировая война, а когда в ней произошёл перелом, в алжирском лагере появились британцы, однако ожидаемого освобождения не произошло. Британские офицеры заявили, что коль скоро лагерь находится во французской юрисдикции – заниматься им должны французы. Лишь когда появились советские офицеры, стало понятно, что все будут освобождены.

Интернационалистам-антифашистам было предложено ехать в Советский Союз, и некоторые из них дали своё согласие. В их числе оказался и Бертольд Юльевич Кон. На новой родине у Бертольда Кона продолжились скитания. Некоторое время интернационалистов группой перемещали из города в город, долго проверяя. Наконец, тем из них, кто имел специальности, стали предлагать работу. В Красноярском театре имени Пушкина была вакансия заведующего музыкальной частью. Бертольд Кон не задумываясь согласился.

композитор Бертольд Кон

В Красноярске, у Кона наконец появилась возможность заниматься любимым делом – и он с радостью погрузился в творчество. Первым спектаклем с музыкой Б. Кона был спектакль «Волки и овцы» по пьесе А. Островского. Премьера прошла с большим успехом. Попутно замечу, что у Бертольда Юльевича были природные способности к освоению языков, поэтому по-русски он заговорил очень быстро.

Работы для квалифицированного музыканта в Красноярске в то время было достаточно, и Кон немножко подрабатывал тапёром в кинотеатре «Октябрь», где играл перед сеансами, вспомнив таким образом свою молодость, участвовал в открытии новой музыкальной школы, и даже руководил самодеятельным хором…

Все, писавшие об этом человеке, умалчивают о нескольких годах его жизни этого периода. Есть информация о том, что в эти годы Бертольд Кон опять был в лагере, теперь уже советском…

Так или иначе, но в 1953 году у Бертольда Кона в руках оказался советский паспорт и он, как полноправный гражданин СССР получил возможность жить и работать там, где ему хотелось. Этой возможностью он не преминул воспользоваться. Зарекомендовав себя как театральный композитор, Кон поработал в театре города Великие Луки, написав музыку к спектаклям «Враги» по М. Горькому, «Первая весна» по С. Радзинскому, «Горячее сердце» по А. Островскому, «Угрюм-река» по В. Шишкову и другим.

Потом был Государственный русский театр в Ашхабаде, где Коном была написана музыка к спектаклям «Дальняя дорога» по А. Арбузову, «Человек в отставке» по Д. Угрюмову и «С любовью не шутят» по Альфреду де Мюссе. Следующим городом был Барнаул, в котором Бертольд Кон написал музыку к спектаклям драмтеатра «Вишнёвый сад» по А. Чехову и «Барабанщица» по А. Салынскому.

Нужно сказать, что везде, где бы Бертольд Юльевич не оказывался, он непременно в разных формах преподавал. Не став постоянным штатным преподавателем ни одного учебного заведения, он имел многих учеников, разбросанных по разным городам, где ему довелось жить и работать. Все они с теплотой вспоминали своего педагога.*

Разговор на эту тему будет дальше, а пока хочется добавить ещё несколько страниц этой увлекательной «биографической повести». Когда в конце 1958 года, после перипетий переездов и преобразований, в Красноярске был воссоздан – а если говорить точнее – создан заново Театр музыкальной комедии, Бертольд Кон принимает решение вернуться в этот город, некогда приютивший его как переселенца.

С этого момента и до конца жизни, Бертольд Кон уже не покидает Красноярска, но коллизии в его жизни продолжаются. Возвращаясь к тем, неописанным биографами годам жизни композитора, можно предположить, что причины его скитаний по разным городам страны могли быть личными. Однако, будучи человеком открытым и незлопамятным, как его характеризовали друзья и коллеги, Бертольд Кон долго не мог носить в себе обиды. Таким он остался и в этот, последний период своей жизни.

Решив стать членом Союза композиторов России, Кон подал документы для вступления в Музфонд СССР, что по процедурным требованиям того времени было непременным условием, так сказать первой ступенью. Для этого им были выполнены все необходимые формальности, получена рекомендация Сибирского отделения Союза композиторов, но утверждения не произошло – как позже выяснилось, из-за формальных бюрократических неточностей… Возвращаться к этому вопросу Бертольд Кон уже не стал. Не стал он добиваться и персональной пенсии, которая ему полагалась как члену интернациональных бригад…

Творческая жизнь композитора в Красноярске также не была безоблачной. Несколько лет он потратил на написание музыки к большому музыкальному спектаклю, который ему было предложено озвучить («Долина мёртвой реки» по А. Жигачёву). О таком проекте может мечтать любой композитор, и Бертольд Кон отдал все силы для того, чтобы создать интересную, выразительную музыку. Увы, это спектакль, уже принятый к постановке, так и не увидели зрители.…

Можно было бы привести ещё несколько биографических фактов из жизни этого интереснейшего музыканта, но главным остаётся то, как любили и ценили его коллеги-музыканты. Необычайная эрудированность и большая музыкальная одарённость, вкупе с высоким профессионализмом, притягивали к нему.

Когда знакомишься с музыкой Бертольда Кона, в преобладающем большинстве вокальной: с его песнями, для которых в сопровождении он порой к фортепиано добавлял трёхголосный вокальный ансамбль (такой ансамбль работал в Красноярской филармонии в эти годы), когда слушаешь вокальные номера его музыки к спектаклям – сразу понимаешь, с кем имеешь дело. Мелодические линии вокальных партий сочинений Кона всегда «купаются» в изысканной фактуре аккомпанемента с изощрённым голосоведением. В гармонии звучат «пряные» аккорды с альтерациями и хроматическими проходящими, а в красивых развёрнутых отклонениях, напоминающих джазовую музыку, с которой Кон познакомился ещё в юности, можно услышать и пышные нонаккорды, и доминанты с переченьем.

Не могу удержаться, чтобы не поделиться своим первым впечатлением от знакомства с музыкой этого композитора. Когда в конце 90-х годов ушедшего века в Красноярске готовилась к печати первая антология красноярской песни, мне довелось, в силу ряда причин, просмотреть её всю. Антология содержала более полутора сотен песен более, чем восьмидесяти авторов. В числе авторов было чуть больше десятка профессиональных композиторов – тех, кто живёт или жил в нашем городе, и тех, кто живя в других городах, писал о Сибири, о Красноярске, о Енисее. Все остальные авторы были самодеятельными композиторами, в большинстве – баянистами-руководителями так называемых «народных хоров».

В этом потоке похожих одна на другую песен, с простой мелодикой и схожей фактурой аккомпанемента, мне вдруг попались песни Бертольда Кона, напомнившие музыку Рихарда Штрауса. После пережитого мною «эстетического потрясения», композитор Бертольд Кон и его музыка прочно вошли в круг моих интересов.

Завершая этот рассказ, мне хотелось бы сказать для чего он был начат. Культуру создают люди, сами являющиеся продуктами культуры тех мест – городов и стран – где прошло их формирование.

Скромный, малоприметный музыкант, Бертольд Кон, всегда был в тени, создавая музыку к театральным постановкам и проводя время с учениками, и сегодня уже невозможно сказать скольким молодым людям он дал путёвку в профессию, занимаясь с ними в своё свободное время, готовя их к поступлению в музыкальные учебные заведения – и просто рассказывая им о музыке, делясь своими знаниями, своим опытом, раскрывая им богатство своей эрудиции.

Хочется привести только один пример. Член семьи Бертольда Кона, ныне – один из лучших детских музыкальных педагогов Красноярска, заслуженный работник культуры РФ, Галина Михайловна Богуславская с юных лет находилась рядом с этим талантливым и эрудированным человеком, носителем традиций европейской культуры, впитывала всё то, что он мог дать как музыкант и человек. Сегодня она сама воспитывает юных звёзд. Одной из таких звёзд является Сергей Редькин, обучавшийся у Галины Богуславской в музыкальной школе, а ныне живущий в Санкт-Петербурге и ставший лауреатом конкурса имени П. И. Чайковского.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Будкеев С. Орган требует души. 03.11.2010. Политсибирь.РУ

2. Гуревич М. Годы странствий // Красноярский комсомолец. 08.02.1983. С. – 3.

3. Гуревич М. Лейтенант испанской республики // Красноярский Рабочий. 13.10.1971. С. – 3.

4. Рубакин А. В водовороте событий. Воспоминания о пребывании во Франции в 1939-1943 гг. М.: Изд-во социально-политической литературы, 1960. С. – 241

5. Рубакин А. Над рекою времени. Воспоминания. М.: «Международные отношения», 1966. 526с.

6. Рубакин А. Французские записки 1930-1943. М.: Советский писатель. 1947. 257с.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Вот, например, что пишет в своих воспоминаниях известный органист Сергей Будкеев: «Первым моим учителем был заведующий музыкальной частью драмтеатра… Бертольд Кон, он эмигрировал из фашистской Германии в Советский Союз и всю жизнь прожил у нас. Очень талантливый был музыкант».

 

© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2021